Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

     Есть свой авторский материал? - опубликуйте его на нашем сайте и получите Свидетельство! (подробнее).

№ 2882 Консультация для родителей «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»

Опубликовано 27.08.2017

Ярмонова Людмила Ивановна, Панова Наталья Владимировна
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Центр образования №1" г. Белгород
Воспитатели


Консультация для родителей «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом. Часто по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребёнка – мы стремимся сделать всё за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребёнку помощь? Стремясь сделать всё за ребёнка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. Первый из них – негативизм, то есть не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление всё делать наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших. Затем – упрямство. Не следует путать его с настойчивостью. Упрямый ребёнок настаивает на своём просто потому, что он этого потребовал. Кроме того, наблюдается строптивость. Ребёнок начинает отрицать всё, что он делал раньше. Его протест безличен и, в отличие от негативизма, направлен не против конкретного взрослого, а против всего образа жизни.

И наконец, своеволие. Ребёнок всё хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности даже в том, что ещё мало умеет. Также в поведение ребёнка могут наблюдаться такие явления, как бунт против окружающих и обесценивание личности взрослых. Бунтующий ребёнок будто находится в состоянии жёсткого конфликта с окружающими людьми, постоянно ссорится с ними, ведёт себя очень агрессивно. При обесценивании личности взрослых малыш может начать обзывать мать или отца бранными словами, которых раньше никогда не употреблял. Точно так же он вдруг может изменить отношение к своим игрушкам – замахиваться на них, будто они живые, отказываться играть с ними.

Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказывать серьёзное негативное влияние на развитие личности ребёнка.

Итак, дети стремятся к самостоятельности. Но возникает вопрос: Что же они могут выполнять самостоятельно в младшем дошкольном возрасте, несмотря на то, что они ещё малы? Например, трёхлетние дети умеют самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться, есть, пользуясь ложкой и вилкой. Они очень активны и с огромным удовольствием выполняют различные поручения взрослых. Стремление к самостоятельности особенно велико, когда ребёнок принимает участие в настоящей работе, выполняемой взрослыми: подаёт картошку, чтобы бабушка её почистила, приносит и убирает со стола посуду, помогает накрывать на стол.

Конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь. Прежде всего, нужно создать необходимые условия для проявления самостоятельности: приспособить к росту ребёнка вешалку для одежды, выделить индивидуальное место для хранения предметов туалета «носовых платков, носков, лент», постоянное и удобное место для полотенца и тд. Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем ожидать от ребёнка самостоятельности в самообслуживании, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приёма пищи.

 

 

 

Воспитатель первой квалификационной категории Ярмонова Людмила Ивановна

Воспитатель Панова Наталья Владимировна

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования №1» г. Белгорода, ул. Н. Чумичова 53а