Управление образования
Департамент по социальной политике
Управление образования Администрация городского округа Саранск Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 83» комбинированного вида
Конспект открытой непосредственной организованно-образовательной деятельности «Я и мое поведение»
(области: познание, коммуникация, социализация)
Выполнила: воспитатель-Ширяева Е.К.
Саранск 2017
Цели:
Активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и личности детей, побудить их к осмыслению общечеловеческих ценностей, осознанию собственной внутренней позиции.
Формировать моральные представления.
Расширять представление о различных способах коммуникации с окружающими
Способствовать сплочению детского коллектива.
О Б О Р У Д О В А Н И Е :
1. Набор картин из серии « Я и мое поведение» под редакцией Л . Б . Фесюковой .
2. Игрушка - руль .
3. Импровизированные билеты .
4. Вырезанные заготовки из белой бумаги -" солнышко" на каждого ребенка.
5. Готовая модель " Солнышко ".
6. Фломастеры , цветные карандаши на каждого ребенка .
В.-Дети, к нам сегодня пришли гости . Мы им очень рады . Давайте поприветствуем их добрыми , вежливыми словами .
Д.- Добрый день ! Здравствуйте !
В.-Дети, а вы знаете ,что означают эти слова.
Д.-Этими словами люди желают друг -другу здоровья и добра .
В.-Я рада что вы это знаете. Но на свете очень много вежливых слов и очень важно чтобы люди использовали их во время общения. Сегодня я приглашаю вас в путешествие , во время которого нам понадобится знание Азбуки вежливости. Надеюсь вы ее не забыли. Сейчас мы это и проверим, ведь отправляемся в наше путешествие мы на вежливом трамвайчике. И так -в путь.
Проводится игра" Вежливый трамвайчик".В игре участвуют водитель , кондуктор и пассажиры . Дети строятся друг за другом паровозиком, изображая пассажиров трамвая. Впереди стоит водитель, в руках у него игрушечный руль. Кондуктор обилечивает пассажиров трамвая, выдавая билеты не за деньги, а за вежливые слова(спасибо, пожалуйста, будьте добры .Извините, здравствуйте и т. д.).При этом одно и то же слово не может повторяться дважды.
(Билеты сделаны из старых открыток.) Если кто-то из пассажиров затрудняется назвать вежливое слово , билет за него может купить кто-то из друзей-пассажиров . Но при этом обязательно знание волшебных вежливых слов .
Если безбилетного пассажира выручить никто не может , кондуктор отправляет его к водителю . Преимущество водителя в том , что он может назвать любые вежливые слова , даже те которые уже звучали .Когда все пассажиры обилечены , вежливый трамвайчик отправляется .
Во время поездки звучит песня , которая поется на мотив известной песенки " Мы едем-едем-едем. . . "Первое четверостишье , которое повторяется , поют дети ,второе четверостишье поет воспитатель инсценируя действие . Припев поют дети , ответы просто произносятся детьми .
Вот поезд быстро мчится
Чу-чух ,чу-чух , чу-чух ,
У наших пассажиров
Захватывает дух .
Но вот и остановка ,
И двери открываются . . .
На этой остановке
Бабуля появляется .
Как же быть ? Как же быть ?
Как скажите поступить ?
Ответ .-Нужно бабушке место уступить , и сказать " Садитесь , пожалуйста ! "
Вот поезд быстро мчится
Чу –чух , чу –чух , чу –чух ,
У наших пассажиров
Захватывает дух.
Но вот и остановка,
И двери открываются. . .
И женщина с ребенком
В вагоне появляется.
Как же быть? Как же быть?
Как скажите поступить?
Ответ .- Нужно женщине с ребенком тоже место уступить ! И сказать . "Прошу Вас , присаживайтесь ! "
В .-Молодцы ,дети ! Все вы сделали правильно , но у меня есть к вам еще несколько вопросов .
-Как вы думаете ,кто из пассажиров , едущих в транспорте ,больше всех нуждается в помощи и защите окружающих ?
( Старые люди , малыши )
-Кто способен защитить , уступить место малышу или старику : сильный или слабый , молодой или старый ,больной или здоровый ? Вы бы могли быть сильными ?
В.-Ну что же , вы меня порадовали своими ответами . А сейчас я хочу познакомить вас с одним мальчиком . Он живет где - то рядом , может вы его где - то встречали . Его зовут Нехочуха , и он едет в соседнем вагоне .
Проводится беседа по картине "Я и другие ."
-Что делает мальчик ? Хорошо ли ему ? Где можно себя так вести : никого не видеть и не слышать ? Почему так себя ведет этот мальчик ? Он уже большой и понимает , что сиденье в транспорте в первую очередь для самых маленьких , больных и пожилых . Почему никто не замечает бабушку ? Как называются люди , которые думают только о том , чтобы им было удобно и хорошо ? Не знаете ? Я сейчас познакомлю вас с новым словом * эгоист *. Этот мальчик - эгоист . Таких людей не любит никто и ни где : ни в детском саду , ни в школе . ни во взрослой жизни . Можно ли лечиться от эгоизма ? Конечно ! Надо научиться думать о других и стать заботливым .Я думаю что Нехочуха услышал все о чем мы говорили и постарается исправиться .
В.-Как вы думаете ,
куда отправился Нехочуха после того как вышел из автобуса ? Правильно , домой .
В . - По дороге домой Нехочуха встретил свою воспитательницу , которая шла по улице и о чем-то разговаривала с незнакомой Нехочухе женщиной .
- Здравствуйте , Нина Петровна ! - закричал Нехочуха .
Воспитательница ответила на приветствие Нехочухи , но при этом строго посмотрела на него . Как вы думаете , ребята , почему ? Обязательно ли здороваться с незнакомыми людьми ?
( Ответ . - Воспитательница строгим взглядом дала понять , что он должен был поприветствовать обеих женщин , а не только свою воспитательницу .)
В . Ну что же , я думаю Нехочуха услышал все о чем мы говорили и понял свою ошибку , а это значит , что в следующий раз он поступит правильно . А мы с вами давайте посмотрим , что же он делает дальше . Вот и наш новый знакомый и, мне кажется , опять что -то сделал не так , посмотрите , как смотрят ему вслед бабушки - соседки .
Проводится беседа по картине "Здравствуйте, здравствуйте , здравствуйте вам ! "
Вопросы : 1.Хорошо ли, что Нехочуха не поприветствовал своих соседей по дому ?
2.Как бы вы поступили на его месте?
3.Как вы думаете, с каким выражением лица лучше всего приветствовать друг - друга ?
В. Ребята , давайте покажем Нехочухе , как можно приветствовать друг - друга . В этом нам помогут "Вежливые часики" .
Проводится игра - разминка " Вежливые часики"
Все дети изображают часы . Две руки - это стрелки , которые ходят по кругу воображаемого циферблата . В е д у щ и й (дважды)
Тики -так , тики - так - Семь утра часы пробили ,
Ходят часики вот так . Всех детишек разбудили .
Дети семь раз хлопают в ладоши ,изображая бой часов : бом - бом .
В е д у щ и й : Утро настало , Отвечайте-ка ребята ,
Солнышко встало... Что сказать , проснувшись
надо?
Д е т и: - Доброе утро !
Игра продолжается . Стрелки снова ходят, часики тикают и показывают теперь уже двенадцать часов дня.
В е д у щ и й : Вот и день настал , ребята ;
Что сказать при встрече надо?
Д е т и : Добрый день !
Игра продолжается по такому же принципу .
В е д у щ и й : Стрелки тикали - ходили
И шесть вечера пробили.
Дети хлопают в ладоши шесть раз.
В е д у щ и й : Вечер наступил, ребята,
Что сказать при встрече надо?
Д е т и : Добрый вечер !
В . Молодцы! Я думаю Нехочуха запомнил все слова - приветствия . А где же он ? Ну вот, так я и знала , опять что -то у него не так ! Как вы думаете , что здесь случилось ?
Д е т и : Он поссорился с девочкой.
В . И правда ! Посмотрите на них, в каком они настроении?
Д е т и : Они расстроены и сердиты.
В .- Откуда видно , что дети расстроены ?
- Какой может быть выход из ссоры?
- Какие способы примирения используете вы?
Дети рассказывают "Волшебные мирилки"
1. Хватит ссориться и злиться,
Ну давай скорей мириться-
Прочь обида уходи
Ждет нас дружба впереди!
2. Я прошу, ты меня извини,
Не ругай ты меня, не брани!
Обещаний своих не забуду-
Обижать тебя больше не буду!
В. Молодцы , ребята !Всегда надо уметь признавать свою неправоту , а с помощью "Волшебной мирилки " можно исправить всегда исправить даже самое неприятное положение , если скажете эти слова от чистого сердца , глядя прямо в глаза тому ,кого вы обидели . Я думаю Нехочуха это запомнит на всю свою жизнь .
Ребята , а еше лучше стараться никогда не обижать слабых , не огорчать своих друзей и близких вам людей . Давайте будем жить дружно ,помогать друг - другу . А сейчас встанем все в круг и скажем наши заветные слова -
Что за чудо - чудеса ,
Вот тебе моя рука
Вот ладошка правая ,
Вот ладошка левая ,
Скажем дружно не тая -
Это все мои друзья !
(Дети выполняют движения согласно тексту )
В .Ребята , я прошу вас подумать и назвать самых дорогих и близких для вас людей ,тех , которые любят , заботятся ,берегут вас .
(Мама , папа , ... )
В . Ребята, подумайте , какие хорошие поступки вы можете «подарить» своим родителям и постарайтесь в течении недели совершить хотя бы один из этих поступков . А пока я предлагаю вам приготовить подарки для своих любимых и близких людей - раскрасить вот эти маленькие солнышки . Солнышко дарит всем тепло и ласку . Когда мама и папа увидят ваш подарок они поймут что вы их любите, им будет очень приятно .
Дети самостоятельно выполняют задание. В конце занятия на стене
незаметно появляется солнышко ,на нем надпись -
"Дорогие ребята ! Спасибо вам за добрые советы. Я теперь всегда буду стараться быть вежливым и совершать хорошие поступки. Я никогда больше не буду Нехочухой , ведь мое настоящее имя - Вася !"
А Н К Е Т А Д Л Я Р О Д И Т Е Л Е Й
1. Ф.И.О ребенка .
2. Дата заполнения . 3. Считаете ли вы нравственное начало важнейшим компонентом личности?
-да, -не ставлю на первое место, -нет
4.Согласны ли вы с тем, что до школы закладываются основы нравственности и этики?
-да, -не совсем так, -нет
5.Считаете ли вы, что вам не хватает опыта и знаний об особенностях эмоционального, нравственного, этического развития ребенка?
-да, -частично, -нет
6.Хотели бы вы, чтобы в группе были введены специальные занятия по развитию у детей нравственных чувств, навыков культуры общения?
-да, -нет
7.Готовы ли вы присутствовать на собрании, помогать ребенку выполнять домашнее задание (нарисовать, подобрать фото ) ?
-да, -иногда, -нет
8. Испытываете ли вы желание услышать о своем ребенке : «хорошие манеры, хорошо воспитан?»
-да, -нет
9.Хочется ли вам, чтобы к вашему ребенку окружающие ( дети и взрослые) относились с симпатией?
-да, -мне безразлично
10.Связываете ли вы нравственные качества и манеры поведения ребенка с отношением к нему сверстников?
-да, -не всегда, -нет