Дорожкина Елена Валерьевна
МДОУ "Д\с№74" г.Магнитогорска
Воспитатель
Конспект экспериментально-исследовательской деятельности в средней группе
«Воздух и его свойства»
Подготовила : Воспитатель Дорожкина Елена Валерьевна.
Цель: Начать формирование представление о воздухе и его свойствах в ходе экспериментальной деятельности.
Задачи:
- сформировать первичные представление у детей о воздухе, о его свойствах путём экспериментальной деятельности.
- Развитие познавательного интереса детей, умения делать выводы о воздухе, сравнения, устанавливать причинно - следственные связи в процессе опытов.
- воспитывать интерес к исследованию воздуха.
- познакомить с профессией учёный лаборатории.
Метод:
опыт, практическая деятельность, физкульт - минутка, наглядный, проблемная беседа.
Оборудование:
фартуки, нарукавники, целлофановые пакеты, стаканы, трубочки, колпачки от фломастеров воздушный шарик, мандарин, чеснок, чашки, поднос, вода, проектор, вертушки,
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей А сейчас предлагаю вам начать наше занятие.
Воспитатель-- Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
(Игра на общение)
Станем рядышком, по кругу, скажем: «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень: Всем «Привет!» и «Добрый день!»; Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся. — ДОБРОЕ УТРО!
В- ребята теперь присаживайтесь на стульчики.
Воспитатель- Ребята, скажите, что нас с вами окружает?
Ответы детей (дома, деревья, птицы, животные)
Воспитатель -Правильно! А что необходимо, для жизни человеку, растениям, животным?
Ответы ребят (пища, вода, воздух)
Воспитатель- Молодцы! Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.
Воспитатель Вы знаете, что человек без пищи проживёт три недели, без воды не более трёх дней а вот без воздуха прожить не сможет?
Воспитатель- Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, и это помещение называется Лаборатория.
Воспитатель- в лаборатории надо соблюдать определенные правила: 1соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, 2работать тихо, аккуратно, внимательно, одевать специальную одежду (фартуки и нарукавники,)
Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.
Воспитатель- давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов, одеваются в фартуки и нарукавники.)
Воспитатель-Вот мы очутились в самой настоящей лаборатории.
Мы опыты начинаем
Интересно здесь бывает
Постарайтесь все понять
Много нужно здесь узнать
Итак, начнем наши опыты:
Воспитатель-ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? (ответы детей)
Эксперимент № 1 «Как поймать воздух?
В- Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами?
Ответы детей (Они стали большими)
Что в них находится?
Ответы детей(Воздух)
Какой он? Вы его видите?
В- Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Ответы детей(ветерок)
Что мы ребята с вами поймали в мешочек?
Ответы детей (Воздух)
В- Ребята, а вы знаете как воздух работает? А давайте посмотрим!
Давайте сделаем так что б и наш с вами воздух сейчас поработал, и мы его увидим и услышим!
Эксперимент № 2 «как воздух работает?»
В- Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть. Будем дуть потихоньку.
В- Что вы увидели?
Ответы детей (Пузырьки воздуха).
А ещё ребята можно увидеть, как воздух работает с помощью вертушки. Марина подойди, подуй на вертушку. Что мы видим?
Ответы ребят (вертушка крутится)
Вывод: Ребята, мы смогли увидеть воздух, и как он работает? А как мы его увидели? С помощью чего? (трубочки и ёмкости с водой,увидели воздух и с помощью вертушки)
В- Ребята послушайте, что это? (звук ветра включить мелодию ветра)
Вы слышали воздух?
Дети Нет.
В- Хотите услышать?
Дети Да
Эксперимент № 3 «Слышим воздух»
В- А давайте попробуем подуть в колпачок от фломастера…
Ребята возьмите колпачок в руки, подуйте с краю. Что вы слышите?
Ответы детей (Свист).
В-Ребята воздух попадая в трубочку, издает звук.
В- А ещё у меня на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух?
Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим?
Ответы ребят (писк )
В- Что нам помогло услышать воздух?
Ответы детей (Нам помогли колпачки и шарик)
Физ. минутка:
Любопытная Варвара
Смотрит влево, смотрит вправо.
Чем же пахнет – не понять,
Нужно носиком вдыхать.
Выдох-вдох, выдох- вдох.
Чудо-воздух – ох-ох-ох!
Ребята, давайте ещё раз воздух вдохнём носом.
У чистого воздуха нет запаха. Давайте сейчас закроем глазки, чем же пахнет воздух?
Ответы детей (Мандаринами и чесноком).
Ребята давайте вспомним мы делали выдох – вдох, воздух пах? А когда закрыли глазки?
В- Сам воздух не пахнет, но может запахи переносить.
Ребята, ну что, понравилось вам проводить опыты с воздухом в лаборатории? И мне тоже очень понравилось, как вы проводили опыты, работали, экспериментировали вы хорошие помощники. Теперь вы знаете, что наш лучший друг – воздух. И его можно услышать, увидеть, понюхать, и даже поймать!
В- Ещё узнали, что чистый воздух не имеет ни цвета, ни запаха, но даже если мы его не видим, он существует, и помогает нам жить, дышать, играть.
Наша лаборатория закрывается, а мы с вами поиграем вертушками, но прежде чем пойдём играть скажем гостям до свиданья,