МБДОУ №201
Фурман Ольга Александровна
МБДОУ №201 «Детский сад компенсирующего вида»
воспитатель
Психологический анализ кризиса возрастного развития 7 лет
2017год
Психологический анализ
кризиса возрастного развития 7 лет
- Кризис психологического развития ребёнка связан с возникновением его новых способностей.
- Источник кризиса не в конфликте ребёнка с внешней системой отношений. Он обусловлен внутренней логикой развёртывания отношений реальной и идеальной формы.
- Это отношение провоцирует сначала конфликт, затем попытки его разрешения, а затем переход в новую систему содержательного сотрудничества, т.е. переход к новой ведущей деятельности (учебной).
- Разрешение кризиса создаёт новую зону ближайшего развития, содержащую условия для формирования новой ведущей деятельности.
- Разрешение кризиса невозможно в старой системе отношений, оно произойдёт, когда логика развития поставит новые содержательный задачи.
- В процессе их разрешения формируется миф идеальной формы, формируется новое содержание развития.
В чём заключается кризис 7 лет?
1. В динамике развития мотивации и интеллекта.
2. В становлении внутренней позиции.
3. В развитии самооценки.
- «В критические периоды ребёнок становится относительно трудновоспитуемым – пишет Л.С. Выготский, - но, было бы величайшим заблуждением полагать, что этим исчерпывается значение кризисных возрастов … и в критические периоды мы наблюдаем конструктивные процессы развития…»
- При широкомасштабном исследовании особенностей психического развития детей 6-7 лет, под руководством Д.Б. Эльконина были разработаны принципы содержательного анализа предшкольного кризиса психического развития, где и были получены конкретно психологические данные о динамике развития мотивации и интеллекта, становления внутренней позиции, развития самооценки.
- Л.С. Выготский писал, что развитие ребёнка есть диалектический процесс, в котором переход от одной стадии к другой совершается революционным, а не эволюционным путём. В эти периоды, в относительно короткий промежуток времени, происходят кардинальные изменения в развитии ребёнка, причём изменения не латентные (постепенные), а определённо заметные окружающим, наглядные.
Чем характеризуется кризис?
Смена одного стабильного периода другим традиционно характеризуется, как период трудновоспитуемости.
Потому что: внутренне дети уже созрели для того, чтобы включиться в новые формы жизни, а внешние обстоятельства препятствуют этому, удерживая ребёнка в системе прежних взаимоотношений.
Меняется система отношения с миром
К концу критического периода старая система отношений должна быть преодолена. К этому моменту ребёнок начинает видеть новую, пока лишь потенциально возможную систему связей с миром, - и стремится к ней.
Анализ критического возраста
- Л.С. Выготский для анализа критического возраста предложил деление его на три фазы: предкритическую, собственно критическую и посткритическую. Структура переходного возраста есть отражение динамики взаимопереходов реальной и идеальной формы. В момент возрастного перехода открывается идеальная форма развития, предельно обнажаясь для самого ребёнка.
- В первой фазе происходит латентное обострение противоречия между объективной и субъективной составляющими социальной ситуации развития (средой и переживанием ребёнком среды).
В собственно критической фазе это противоречие проявляется, обнаруживая себя в трудновоспитуемости и достигает апогея (т.е. наивысшей точки).
Затем, в посткритической фазе противоречие разрешается через образование новой социальной ситуации, т.е. через установление новой гармонии между её составляющими (реальной и идеальной формы).
I Почему Л.С. Выготский 1 фазу назвал фазой влечения?
- В момент предкритической фазы из «здесь и сейчас» предшествующей деятельности ребёнок выходит во временную перспективу, открывает идеальную форму и идеализирует её.
- Ребёнку открывается неполнота той реальной формы, в которой он живёт.
- Игра у старших дошкольников происходит одновременно с обсуждением игровых ролей, они находятся одновременно в двух планах, игровом и реальном.
- Истоком кризиса является расчленение ребёнком старого и нового, различение реальной и идеальной формы.
- Ребёнку открывается новая идеальная форма взрослости, он действует в старой реальной ситуации по логике нового и идеального. Это противоречие и провоцирует сложное немотивированное поведение.
- На предшествующем этапе ребёнок был полностью погружён в ситуацию игры, теперь он видит её, как одну из многих других.
- В предшествующем этапе для ребёнка не существовало ещё другого взрослого кроме близкого. К шести годам ребёнок начинает адекватно характеризировать свои действия в ситуации возможного взаимодействия с незнакомым взрослым.
II Критическая фаза
Она характеризуется наибольшими обострениями возникающего противоречия и состоит из трёх этапов: мифологизации, конфликта и новообразования.
1 этап мифологизации представлений.
На первом этапе происходит попытка реализовать свои наиболее общие идеализированные представления в реально жизненных ситуациях - дети начинают подражать во всём педагогу, копировать манеру двигаться, говорить.
- одновременно обесцениваются детско-родительский и вообще семейные отношения.
- манерничание и кривляние представляет собой попытку воспроизвести взрослые формы поведения вне реальных условий, дети как бы играют в привычной обстановке чуждую в данной ситуации роль из «чужой пьесы».
- трудновоспитуемость возникает в привычной ситуации, в новых условиях поведение отличается конформностью (входит в роль и не может выйти из неё).
2 этап – этап конфликта. Конфликт – это необходимое развитие ребёнка в кризисе, конструктивный конфликт создаёт условия для рефлексии (переживание, самовыражение, осмысление), предельно обнажив позиции и ребёнка и взрослого. Ребёнок ещё не видит границ своих возможностей, а взрослый не признаёт чувство взрослости ребёнка (а нужно подыгрывать ему).
Позитивный смысл конфликта состоит в раскрытии для самого ребёнка его собственных возможностей. Ребёнок обнаруживает собственную недостаточность, неумение, неспособность самого себя – так происходит самооценка.
В этот момент возникает:
а) мотивация новой деятельности;
Б) созревание условий для преодоления кризиса;
в) происходит рефлексия (переживание) собственных возможностей и возникает новообразование.
3 этап - возникает новообразование – компетентность. Как оно возникает? Происходит динамика самооценки, дифференциация я-реального (я не всё могу) и я-идеального (я всё могу). Это новообразование связано с обобщением переживаний ребёнка, происходит снижение оценки я-реального, ребёнок обнаруживает более трезвое отношение к себе (он знает, чего он не знает).
III Посткритическая фаза
Здесь происходит преодоление кризиса, дифференциация самооценки и создание новой ситуации развития. Затухает конфликт поведения, преодолевается не только кризис, но и предшествующий период, он снимается в новообразованиях. На этом этапе реализуется идеальная форма, но именно идеальная, а не идеализированная, не формальная, а полноценная.
Что является новообразованием?
Новообразованием кризиса является чувство взрослости, гордость за достижения, произвольность, эмансипация (отделение и выделение себя) от игровой роли, от диктата ситуации.
- Формируемое в этом возрасте чувство взрослости не находит своей реализации в ригидной системе отношений со взрослыми, что и приводит к негативным проявлениям в поведении детей, таким образом трудновоспитуемость трактуется как негативный фактор развития, она приравнивается к внешней конфликтности, но это и есть только оборотная сторона (теневая) позитивных изменений.
- Д.Б. Эльконин замечает, что при относительно мягкой системе отношений кризис внешне протекает мягче, но манерничание и кривляние, странное вычурное поведение внутренне необходимо ребёнку.
Тенденция к самостоятельности, к эмансипации от взрослого, потеря непосредственности и естественности поведения, одновременно является и приобретение произвольности, интеллектуальной рефлексии (переживания), как опосредованности. Произвольность всегда является началом нового стабильного периода.
В чём заключается ситуацию развития?
- Л.С. Выготский, говоря о среде и переживания ребёнком среды при определённой социальной ситуации развития, ведёт речь о своеобразном для возраста соотношений реальной и идеальной среды. Это соотношение опосредованно культурой освоения идеальной формы. В дошкольном возрасте такой культурой является игра. Специфика развития состоит в том, что ребёнок открывает для себя новую идеальную форму и её отношение к реальной становится ситуацией развития.
В чём заключается конфликт?
Конфликтность в поведении есть перенос новообразований, возникших в старой системе отношений в реальный мир и опробирование своих возможностей.
Конструктивная и деструктивная составляющие кризиса принципиально не расторжимы, ведь для того, чтобы построить новое, ребёнку необходимо освободить место, устранив старое. Часто один акт поведения оказывается двунаправленным, одновременно разрушающим старое и формирующим новое.
Предметом атаки становится и система домашних отношений. Дети как бы перестают слышать требования родителей и установленные родителями правила нарушаются, устанавливаются свои правила, собственная идеализированная система взрослого поведения выполняется с большой настойчивостью.
- Происходит обесценивание отношений с близкими и провоцируется конфликт, но оборотной стороной этих негативных явлений оказывается опробирование своих новых возможностей ребёнком. Положительный смысл поведения ребёнка в кризисный период обусловлен попыткой построить новую систему отношений.
Возможно ли снятие остроты конфликта?
Возможно, но отсутствие внешней формы конфликта лишает ребёнка возможности превратить новые способности в «работаюшие», а это влечёт отсутствие опыта в практике построения собственного поведения. Странное поведение, когда ребёнок ведёт себя заведомо некстати, есть перенос сформированных в предшествующей деятельности новообразований в реальный мир.
Что происходит при патологии кризиса?
Если кризис задавить (авторитарной педагогикой), может произойти продление его во времени, искажение нормальной динамики, застревание на каком-то из этапов и как следствие – ущербность новообразования.
Могут развиваться компенсаторные (замещающие) механизмы, деформирующие дальнейшее нормальное развитие детей. Д.Б. Эльконин ещё в 1984 году говорит о школьных трудностях (кризисах). Например, у детей, поступивших в школу в шесть лет, отмечается ранняя потеря интереса к учёбе.
Вопрос изучала по материалам работ Эльконина Д.Б., Выготского Л.С., Гуськовой Т.В., Нежновой Т.А.