Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

     Есть свой авторский материал? - опубликуйте его на нашем сайте и получите Свидетельство! (подробнее).

№ 3557 Активные формы сотрудничества семьи и Дошкольной образовательной организации

Опубликовано 31.01.2018

МБДОУ «Детский сад №42». г.Сыктывкар.

 Доклад подготовила воспитатель Кукольщикова О.А.

 

 

Активные формы сотрудничества семьи и

 Дошкольной образовательной организации.

Актуальность данной темы в том, что именно семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность.

   Однако, несколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Цель работы – раскрыть актуальные формы и методы взаимодействия с родителями в дошкольном учреждении, необходимые для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса.

Задачи :

- показать актуальность проблемы;

- проследить организацию взаимодействия семьи и ДОУ;

- выделить активные формы взаимодействия с родителями.

 

В Законе «Об образовании» (ст. 18) указано, что «родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушения развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений».

В основе философии взаимодействия семьи и ДОУ лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность.

Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и ДОУ. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

В работе с семьями воспитанников я ставлю следующие задачи:

- Создать атмосферу сотрудничества и сотворчества, установить партнёрские взаимоотношений в профессиональном общении с родителями воспитанников;

- Обеспечить преемственности воспитания в семье и в дошкольном образовательном учреждении;

- Содействовать в возрождении и сохранении семейных традиций;
-  Объединить все усилия педагогов и родителей в создании условий, необходимых для успешного развития ребёнка.

- Оказывать помощь в овладении родителями психолого-педагогической культурой, гуманистическим подходом к ребёнку.

В работе с семьёй я использую следующие принципы взаимодействия с родителями:

-Индивидуальный подход;

-Сотрудничество, а не наставничество;

 

 

В своей педагогической деятельности я использую разнообразные формы работы с семьей:

  1. Совместная культурно-досуговая деятельность: ежегодный конкурс «Зимние забавы»(постройки из снега). Второй год наша группа занимает 1 место. Родители уже заранее продумывают постройки на площадке, ждут подходящей погоды. В назначенный день приходят все семьями и мастерят скульптуры из снега, а после завершения работы – традиционное чаепитие на веранде. Использование такой формы работы помогло нам сплотить группу, установить теплые доверительные отношения между педагогами и родителями.
  2. Трудовой десант. Подготовка уличной площадки к летнему периоду.Летом 2017 года наша веранда преобразилась благодаря стараниям мам нашей группы. Почти неделю они разрисовывала веранду. Сейчас на ней «живут» любимые герои детских мультиков. Папы в это время вырезали лобзиком малые формы для досуговых игр с детьми.
  3. Привлекаем родителей к помощи по созданию предметно-развивающей среды в группе:

-изготовление дидактических игр

«Чудо сумка»

Это многофункциональная игрушка: можно использовать как сумку для переноски игрушек, можно играть дома и в дороге, все что нужно убрать внутрь и ничего не потеряется. Такой дом отлично развивает воображение.

Развивает: мелкую моторику пальчиков, речь, внимание, мышление, память, фантазию, творческие способности.

Этот домик многофункциональный.

Во-первых, он может использоваться для игр с любимыми куклами. Во-вторых, может применяться как сумочка, что немаловажно для девочек. В-третьих, это кладезь развивающих заданий, с которыми Вашему ребенку в игровой форме будет легче и интереснее справляться. Сумка-домик – это дидактическое пособие, которое привлечет ребенка своей новизной. Научит его аккуратности, каждой вещи свое место, привьет ему культурно – гигиенические навыки, а затем ребенок перенесет знания в обычную жизнь.

-развивающих бизибордов.Бизиборд (busyboard) – развивающая доска (стенд, модуль) со всевозможными кнопками, выключателями, щеколдами, крючками и прочими маленькими «опасностями», которые ребенку трогать обычно запрещено. Кроме этого, доску могут дополнять игрушки или предметы разной формы, цвета и фактуры: то, что можно трогать, жать, переключать. Все это должно быть надежнейшим образом закреплено на полотне доски, чтобы игра для малышей стала безопасной

- пошив атрибутов к сюжетно-ролевым играм. Сюжетно – ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста.

Она имеет огромное значение в формировании личности ребенка, в его психическом развитии. Чем больше атрибутов сюжетной игры будет присутствовать в группе, тем больше различных ролей ребенок сможет «примерить» на себя.

-пошив костюмов для организации театрализованных игр и утренников.

Театрализованная деятельность развивает у ребёнка выразительность речи, повышает уровень его интеллектуальной культуры, воспитывает эстетически развитую личность, прививает любовь к родной культуре, помогает каждому почувствовать уверенность к себе, выработать у ребёнка эмоциональную отзывчивость.

  1. С нового 2017-2018 учебного года мы внедрили в свою практику новую форму работы по взаимодействию с семьей. Родители сами проводят занятия с детьми. Такую форму работы мы предложили на родительском собрании в начале учебного года. Родители охотно откликнулись. Воспитателями был разработан перспективный план занятий на 3 месяца.

Использование такой формы работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками образовательного процесса и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения, взаимопонимания. Дети тоже с радостью встретили новую форму работу и гордятся своими родителями, выступающими в качестве педагогов.

  1. Проведение совместных праздников в ДОУ. «День Матери», «Праздник осени», «Встреча Нового года», «Масленица», «Мама – солнышко моё», «23 февраля». Родители выступают в роли непосредственных участников: участвуют в составлении сценария, читают стихотворения, поют песни, играют на музыкальных инструментах и рассказывают интересные истории и т. д.Они не пассивные наблюдатели, а активные участники совместной деятельности.

6. Творческая мастерская. Организую родителей к участию в выставках: «Дары осени», «Новогодняя игрушка», или «Символ года», «Поделки к Пасхе», «Масленица», «Огород на окне».Поделки, изготовленные вместе с детьми, обогащают семейный досуг, раскрывают потенциал родителей. Домашние задания позволяют дать конкретное содержание для общения с детьми (например, разучить стихотворения к утреннику, изготовить кормушку для птиц, изготовить поделку для выставки – «Наша нарядная ёлочка»)

 

Основная задача всей проводимой работы – пробудить у родителей интерес к деятельности в ДОУ. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого свои функции. И мы стараемся научиться взаимодействовать с родителями в интересах ребёнка. Взаимодействие с родителями в нашем саду строятся на принципах преемственности семьи и дошкольного учреждения. Считаем, что важной формой осуществления контакта с родителями является индивидуальная работа, а условием – соблюдение педагогического такта.

 

На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 100% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.Воспитатели и родители - это одна команда, мы взаимодополняем друг друга и помогаем.

 

Особо хотелось бы отметить, что такое совместное воспитание родителей и педагоговформирует ребенка как полноценную, всесторонне развитую личность, что в конечном итоге и является целью нашей с вами работы.