Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

     Есть свой авторский материал? - опубликуйте его на нашем сайте и получите Свидетельство! (подробнее).

№ 3543 Конспект НОД по познавательному развитию (социальный мир) с использованием моделей по теме "В гостях у бабушки Федоры"

Опубликовано 29.01.2018

Российская Федерация

Красноярский край

Управление образования администрации г. Минусинска

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад № 19 «Хрусталик» комбинированного вида»

662606,  г. Минусинск, ул. Тимирязева, 3А

 

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности 

 по познавательному развитию (социальный мир) с использованием моделей  по теме «В гостях у бабушки Федоры» в старшей группе

СКАЧАТЬ (с фото)

 

Воспитатель:

Онькова Мария Борисовна

                                                                                                                            1 категория

 

 

 

г. Минусинск, 2017

 

Цель: уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении посредством метода наглядного моделирования

 

Задачи:

 

Обучающие:                                                                                                                                         

  - уточнять и расширять знания детей о посуде, классификации посуды по назначению, материалам, из которых она сделана (металл, глина, стекло, фарфор, пластмасса, дерево)                                                    

- активизировать словарь по теме «Посуда»                                                                        

  - совершенствовать навыки  образования прилагательных                                                               

- упражнять детей в умении проговаривать чистоговорки посредством расшифровки мнемодорожек                                                                                                                                        

  - закреплять умение подбирать соответствующие пары картинок и графических изображений                                                                                                                                             

 - закреплять умение использовать преметы-заместители (геометрические блоки) вместо предметов посуды и распределять их в соответствии с их свойствами                          

   -  упражнять в использовании схем-алгоритмов при выполнении заданий

                                                                                                                              

Развивающие:

- развивать мыслительные операции при использовании знаков-символов                                   

  - развивать коммуникативные навыки, зрительное восприятие, наглядно-действенное мышление, воображение, внимание, связную речь, координацию речи с движением                       

- развивать пространственную ориентировку (закреплять понятия «право»«лево»)

 

Воспитательные:                                                                                                                                       

- воспитывать положительные взаимоотношения между детьми, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность, бережное отношение к посуде, чувство сострадания, взаимопомощи,  умение взаимодействовать друг с другом, договариваться

                                                                                           

Образовательная область: познавательное развитие                                                     

Формы работы: фронтальная, парная.

Материалы и оборудование: портрет К.И.Чуковского, изображения бабушки Федоры – грустной и веселой, письмо от Федоры, карта путешествия, раскраски – сюрприз от Федоры, «волшебная палочка», карточки для деления на пары, пословицы, загадки о посуде, модель настольной игры «Домино» (посуда), геометрические фигуры пособия «Блоки Дьенеша», модель игры «Буфет», модель игры «Волшебный лифт», модель игры «Чистоговорки», демонстрационный материал – картинки с изображением предметов посуды, материалов, из которых изготавливают посуду, столик с предметами посуды, набор игрушечной посуды, предметы посуды для этапов путешествия, алгоритм «Накрой на стол», магнитофон, запись отрывка из сказки К.И.Чуковского «Федорино горе», мольберты, столы для игр

 

Предварительная работа: чтение и рассматривание иллюстраций в сказке К.И.Чуковского «Федорино горе»;  рассматривание альбомов, иллюстраций и образцов с различными видами посуды;  рассматривание настоящей посуды и беседа о ее назначении, материалах, из которых она сделана, частях, из которых она состоит;  разучивание физминутки «Посуда», пословиц о посуде, рисование по теме «Посуда».

 

Ход занятия:

Мотивационно-побудительный этап.                                                                              

Дети заходят в группу. Обращают внимание на гостей. Здороваются. Спрашивают у гостей: Как у вас дела? Как настроение?

Социоигра «Здравствуй, друг!»(стоя в кругу)                                                                                            

Воспитатель: Ребята, доброе утро! Давайте с вами поприветствуем друг друга – поиграем в игру «Здравствуй, друг!»  (Дети в парах говорят слова: «Здравствуй, друг! Ты пришел? – Я пришел! – Хорошо!» и обнимают своего друга. Далее воспитатель считает до трех, и дети должны быстро найти нового друга, игра проводится еще раз.)                                                                                           

Социоигра «Передай сигнал!» (на стульчиках в кругу)                                                                                                                     

Воспитатель: Ребята, какое у нас хорошее настроение, давайте передадим друг другу «сигнал дружбы»! (воспитатель передает сидящему рядом ребенку «сигнал дружбы» - обнимает его, ребенок передает сигнал соседу, и так далее по кругу)                                                                                                                            

 

Воспитатель включает отрывок из сказки  К.И.Чуковского «Федорино горе».                        

 – Ребята, вы вспомнили эту сказку, в которой мы познакомились с  бабушкой Федорой? (Федорино горе). Кто автор сказки? (Корней Иванович Чуковский). Для кого он написал сказку? (для детей) Поэтому его называют детским писателем.Какие еще произведения для детей он написал? (ответы детей)

 

Воспитатель: Ребята, сегодня почтальон нам принес письмо, давайте посмотрим, от кого оно пришло. Дети читают надпись на конверте и письмо от Федоры:                     

 Ребята, здравствуйте, помогите мне, пожалуйста, у меня такое горе!                                                  

Села бы я за стол,  да стол за ворота ушел.                                                                                       

Сварила бы я щи,  да кастрюлю пойди, поищи.                                                                                               

  И чашки ушли, и стаканы.  Остались одни тараканы.

Ой, горе, мне, Федоре, горе!

Ох, не буду, ох, не буду я посуду обижать.

Буду, буду я посуду  и любить, и уважать! Помогите мне вернуть мою посуду, пожалуйста!

Бабушка ФЕДОРА                                                  

- Как вы думаете, почему от Федоры посуда ушла? (потому что она не мыла посуду, посуда была грязная). А какая она должна быть? (чистая).                                                               

Ребята, Федора просит помощи, вы согласны помочь Федоре? (да). Но не так-то просто ей помочь, нужно выполнить много заданий                                                                                   

Основной этап.

Воспитатель и дети проходят к доске с картинками посуды.                                                                 

- Ребята, Федора прислала нам карту нашего путешествия. На каждом этапе путешествия мы с вами будем возвращать Федоре по одному предмету сбежавшей посуды. (Дети ищут этапы путешествия по картинкам, указанным в карте и развешанным в группе, и после выполнения каждого задания возвращают Федоре предмет настоящей посуды)

1 этап. Давайте сначала вспомним, какая бывает посуда. Федора прислала нам загадки про посуду. А отгадки спрятаны в нашем буфете. Отгадайте их и покажите (на доске).                                                                                                                                              Загадки о посуде                                                                                                                      Она всем очень нравится, На блюдечке красавица,
С одной рукой милашка, Голубенькая ...
          Чашка                                                                                        Неприступная на вид, Подбоченившись стоит,
А внутри-то, посмотри Угощение внутри!            Сахарница                                                            

В земле я родился, В огне закалился.                       Горшок
          
Чайника подружка Имеет два ушка,
           Варит кашу, суп для Юли. И зовут её…
                 Кастрюлей 
У него большой живот, А совсем не бегемот.
Хобот-нос приподнял он, Но, однако же, не слон.
И пыхтит он через нос На плите как паровоз.
                   Чайник 
        И оладьи, и омлет, И картошку на обед,
А блины – вот это да! Жарит всё ...
          Сковорода                                                                                       

 
 
 
 

 Чтоб поужинать всем дружно, Что на стол поставить нужно?
 Глубокую иль мелкую Для еды …
        Тарелку

Хлеб бережет, Черстветь не дает.
Для хлеба - дом, Хорошо ему в нем.
      Хлебница

 

А почему посуда так интересно расположена в нашем буфете? Что мы делаем  с помощью этой посуды? (виды посуды - кухонная, чайная, столовая)

К какому виду посуды относятся глубокая тарелка, супница, хлебница, столовые приборы?(это столовая посуда, ею пользуются за столом во время еды)

- Чашка, блюдце, чайная ложка, сахарница, конфетница, заварочный чайник?                                                                    (это чайная посуда. Она нужна, чтобы пить чай).

- Молодцы! А кастрюля, чайник, сковорода, дуршлаг, половник?                                                                          

  (это кухонная посуда. Она нужна на кухне, в ней готовят пищу).

 

2 этап. А какие мы знаем пословицы о посуде? Поиграем в игру «Закончи пословицу».  Я говорю начало пословицы, а вы должны закончить ее:

Посуда любит……чистоту. Дорога ложка…….к обеду. С самоваром чай вкуснее и….беседа веселее. За чаем не скучаем - …..по семь чашек выпиваем.

 

3 этап.  Игра «Из чего сделана посуда?»  (Воспитатель  говорит, из чего посуда, а дети –какая это посуда)                                                                                                                                           

(дети передают «волшебную палочку» и называют посуду)                                                                                                        Воспитатель: Вот самовар, он из металла. Значит самовар…. металлический.                                                             

 А вот ложки, они из дерева, значит они какие? Дети. Ложки деревянные.                                                                                                                                                                                                  

 Блюдце из фарфора, стакан из стекла, кувшин из глины, тарелка из пластмассы, ложка из дерева – деревянная. Чашка из фарфора – фарфоровая. Ваза из хрусталя – хрустальная. Терка из металла – металлическая. Стакан из стекла – стеклянный. Масленка из пластмассы –… Сковорода из чугуна –… Миска из глины –… Нож из стали –…

 

4 этап. Следующее задание – еще сложнее, ребята, справитесь?                                           

Игра «Домино»                                                                                                              

(нужно подобрать пары «картинка - графическое изображение)

5 этап. Игра «Буфет»                                                                                                                      

(Нужно правильно расставить «посуду» в «буфете» на полки, учитывая свойства предметов – форму, цвет, толщину, номер полки.  В качестве «посуды» используются «Блоки Дьенеша». Обсуждается обозначение-замещение определенных предметов посуды определенными блоками: круг – тарелка, треугольник – кружка, квадрат – кастрюля, прямоугольник - сковорода)

6 этап. Игра «Волшебный лифт»                                                                                                      

(На «лифте» нужно прокатить предмет посуды в разных направлениях – вверх - вниз, влево – вправо, и рассказать о прошлом и будущем этого предмета, о его составляющих частях, где он встречается. Дети выбирают подходящие по смыслу картинки и прикрепляют их на «лифт»)

7 этап. Физкультминутка «Превратись в посуду»

Проводится игра «Изобрази посуду» на координацию речи и движения.

Вот большой стеклянный чайник (дети надувают животик)

Очень важный как начальник! (одну руку на пояс, другую изгибают как носик)

Вот фарфоровые чашки:

Очень хрупкие бедняжки! (приседают, одна рука на поясе)

Вот фарфоровые блюдца:

Только стукни - разобьются! (кружатся, рисуя руками круг)

Вот серебряные ложки:

Голова на тонкой ножке (руки вверх над головой)

Вот пластмассовый поднос:

Он посуду нам принес! (руки вперед как поднос)                                                                                   

–Ребята, давайте похлопаем друг другу, вы так здорово изображали посуду!

 

8 этап. Игра «Накрой на стол» (Дети накрывают на стол, используя схему-алгоритм сервировки стола, используется набор игрушечной посуды)

 - Где лежит ложка? - Где лежит вилка? – Где лежит нож?

 (Дети отвечают полным ответом).

 

9 этап. Игра «Выложи чистоговорки» (Деление на пары с помощью парных картинок с изображением посуды; дети выкладывают чистоговорки из кубиков и проговаривают их посредством расшифровки мнемодорожек)

 

Рефлекторный этап.

Воспитатель вешает на доску картинку счастливой Федоры за чаепитием.

- Ребята, посмотрите на карту, что она говорит нам? Все ли мы предметы посуды вернули Федоре? Какие же вы молодцы! Нам пора возвращаться домой. Давайте потом отправим посуду Федоре в посылке. А пока Федора говорит вам «спасибо» и обещает:                                                                                                                                                 

 «Уж не буду, уж не буду я посуду обижать!                                                                                 

Буду, буду я посуду и любить и уважать»!

- Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что понравилось? А что было трудным? (Дети передают «волшебную палочку» и высказывают свое мнение)

- И за вашу помощь Федора прислала вам раскраски «Посуда». Скажем ей «спасибо».