Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

     Есть свой авторский материал? - опубликуйте его на нашем сайте и получите Свидетельство! (подробнее).

№ 3008 Проект "Народная игрушка"

Опубликовано 30.09.2017

Дворникова Елена Федоровна

МБДОУ "Детский сад № 76" г.Курск
 Воспитатель
 

Проект

 «Народная игрушка»

 «Матрёшка»

 для детей 3- 4 лет

 

 

Пояснительная записка:

Игрушка – это часть культуры народа. Она возникла давно вместе с человеческим обществом. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушек, предназначенных для игры ребенка. Поэтому, мастера-игрушечники вкладывают в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку и изобретательность. Интерес к игрушке у детей дошкольного возраста устойчивый.

Народная игрушка имеет огромное значение в воспитании всесторонне развитого человека. Народная игрушка самобытна, интересна. История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка - одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие.

Наш проект позволит:

* зародить интерес к народной игрушке, народно-прикладному искусству, промыслам, освоить искусство изготовления игрушки своими руками, элементы росписи;

*привить уважение к истории России;

*пополнить предметно развивающую среду;

*вложить частичку своей души в игрушку, стать мастерами.

 

Цель проекта: дать представление детям о народных игрушках. Познакомить с матрешкой.

 

Задачи проекта: развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.

Овладевать образно-игровыми и имитационными движениями в сочетании с музыкой.

Формировать у ребенка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к игрушкам, интереса к истории народного творчества, уважения к людям труда;

Формировать  умение  видеть прекрасное в жизни и передавать его в своих творческих работах;

 

Актуальность:

 Проект способствует приобщению детей к истокам русской народной культуры, помогает напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес и уважение к истории России.

Вид проекта: творческий, групповой.

Участники: воспитанники второй младшей группы №8, возраст 3-4 года.

Ожидаемый результат: 

детские рисунки на бумаге, выставка народных кукол в группе.

Сроки реализации: 1 неделя (краткосрочный)

Реализации проекта

Формы работы

Содержание

1. Непосредственно образовательная деятельность.

   Социально – личностное развитие – рассматривание иллюстраций, книг, рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства (коммуникация).

•   Познавательно-речевое развитие – «В гости к матрешке», беседы о   народной игрушке, истории возникновения», чтение рассказов, стихов о народной игрушке (матрешке, лошадках, петушке)

•        Продуктивная деятельность: (рисование) «Матрешка»; (лепка)  «Бусы для матрешки».

 

2. Совместная деятельность с детьми в режимных моментах.

•     экскурсия по группе

•    рассматривание картин, иллюстраций с изображением народных игрушек (матрешек, деревянных игрушек-забав, дымковских и хохломских игрушек);

•   Сравнение двух игрушек или картинок.

•    чтение художественной литературы: А. Барто «Игрушки», русских народных потешек и песенок

•    дидактические и настольные игры: разрезанные картинки, «Русские узоры», «Собери матрешку», «Собери красивую пирамидку», «Какой игрушки не стало», «Чудесный мешочек», «Домино».

•        сюжетно – ролевые игры: «Магазин игрушек», «Детский сад».

•     подвижные игры «Карусели», «Заинька», «У медведя во бору».

•     разучивание стихотворений об игрушках А. Барто «Игрушки», «Мишка», «Мяч», «Лошадка»,

•      беседа об игрушках «Моя любимая игрушка», «Как мы играем с игрушками», «Мои игрушки» ,

•        отгадывание загадок об игрушках.

•        Игры-ситуации «Наши куклы», «В магазине игрушек», «Городок игрушек», «В группу принесли новую игрушку, все хотят в нее играть».

 

3.Самостоятельная деятельность.

•      рассматривание картин, иллюстраций,

•     раскрашивание раскрасок «Подружки-Матрешки», «Лошадка», «Петушок» -дымка.

•     настольные и дидактические игры «Воздушные шары», «У кого что», «Собери картинку из кубиков», «Кто что делает?», «Чудесный мешочек».

•   сюжетно – ролевые игры: «Магазин игрушек»,

•   выставка детских рисунков «Веселые матрешки», поделок «Красивые бусы»

•    игры с игрушками.

 

4.Создание развивающей среды

•        внести дидактические и настольные игры: «Собери красивую пирамидку», «Какой игрушки не стало», «Чудесный мешочек», «Домино».

•        пополнить библиотечку книгами А. Барто «Игрушки»

•        оформить в группе уголок народной игрушки.

 

5. Взаимодействие с семьёй.

•        Наглядная информация для родителей о проведении недели «Народная игрушка»,

•        Совместные игры родителей  и детей с игрушками,

•       Изготовление игрушек-самоделок к выставке «Народная игрушка» совместно с детьми.

 

 

1 день

Познание (формирование целостной картины мира.)

Тема: «Знакомство с матрешками»

Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой, учить рассматривать матрешку. Выделяя особенности внешнего вида (у матрешки есть голова круглой формы, туловище продолговатой, ручки, она наряжена в сарафан, кофточку и фартук, на голове у неё косынка, вся её одежа украшена цветами, учить замечать яркость цветовых образов в народной игрушке, продолжать эстетические чувства детей, художественное восприятие, вызывая эмоциональный отклик на произведение искусств, воспитывать умение внимательно слушать воспитателей, развивать мелкую мускулатуру мышц, воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Материал: большая деревянная матрешка, маленькие матрешки на каждого ребенка, строительный материал (кубики, пластины и т. д.) .

Чтение песенки – потешки «Как у нашей у матрешки»

Цель: познакомить с художественным произведением помочь понять содержание новой потешки, способствовать восприятию интонационной речи.

Русская народная песенка в обработке Н. Колпановой.

Как у нашей у Матрешеньки,

Сад зеленый, дом хорошенький,

Ванька-встанька у ворот громко песенки поет.

Балалайка звенит, заливается

А матрешенька глядит, улыбается.

 

2 день

Коммуникация (развитие речи).

Тема: Чтение песенки – потешки «Как у нашей у матрешки»

Цели: познакомить с художественным произведением помочь понять содержание новой потешки, способствовать восприятию интонационной речи.

Настольный театр.

Цель: учить детей проговаривать знакомые потешки, закреплять знания о цветах и оттенках, привлекать малышей к игровым действиям.

 

3 день

Художественное творчество (рисование).

Тема: «Укрась сарафанчик матрешке»

Цели: вызывать у детей желание украшать яркими мазками сарафаны матрешек, интерес к образу, закреплять умение ритмично наносить мазки на силуэт сарафана, развивать желание работать с гуашью, воспитывать у детей сочувствие к игровому персонажу, вызвать желание помочь ему.

Дидактическая игра: «Собери матрешку».

Цель: учить действовать тетей со сборно-разборными игрушками трех размеров – большой, поменьше, маленькой; учить составлять предметы из двух частей, ориентируясь на их величину и положение в пространстве;

Развивать моторику пальцев, глазомер; учить подбирать предметы в соотношении «большой, поменьше, маленький»; находить промежуточный по величине предмет.

Материал: три разборные матрешки

Ах, матрешечки-матрешки,

Хороши – не рассказать!

Очень любят с вами дети

В нашей группе поиграть.

Щечки яркие, платочки,

По подолу цветки.

Весело кружатся в танце

Яркие букетики.

(Н. Горчакова)

 

В прятки с нами поиграй,

Нас скорее собирай,

Если будешь ошибаться,

Мы не будем закрываться.

(С. Резщикова)

4 день

Музыкальное.

Программное содержание: средствами музыки обогащать и расширять представление детей о матрешке; обогащать слуховой опыт детей и создавать запас музыкальных впечатлений; развивать элементарное эстетическое восприятие музыки, эмоциональную отзывчивость на нее, ее характер и настроение на музыкальный образ, доступный ребенку; приобщать детей к выразительному исполнению не сложных танцев, хороводов, вызывать желание детей с удовольствием участвовать в них и связывать движения с музыкой; побуждать детей активно участвовать в музыкально-ритмической деятельности, посильно выполняя под музыку образные движения, передавая особенности музыкального звучания; побуждать к первоначальным творческим проявлениям в певческой и ритмической деятельности.

Мы – матрешки крошки.

Мы – матрешки (2 р)

Вот какие крошки

Как у нас (2 р)

Чистые ладошки.

Мы – матрешки (2 р)

Вот какие крошки

Как у нас (2 р)

Новые сапожки.

Мы – матрешки (2 р)

Вот какие крошки

Поиграем, поиграем

На своих гармошках.

Мы матрешки (2 р)

Вот какие крошки

Потанцуем, потанцуем

Под свои гармошки.

Держат пальчики у щечки, кивают головами из стороны в сторону.

Показывают ноготок

Показывают свои ладошки.

Держат пальчики у щеки, кивают головами из стороны в сторону.

Показывают ноготок

Выставляют ножки, ручки на пояс.

Держат пальчики у щечки, кивают гововами из стороны в сторону.

Показывают ноготок. Изображают, что играют на гармошке, растягивая их.

Держат пальчики у щеки, кивают головами из стороны в сторону. Показывают ноготок. Кружатся, подняв одну руку над головой.

Лепка.

Тема «Бусы для  матрешки»

Совместная работа воспитателя с детьми.

Задача: вызвать у детей интерес к образу матрешек, научить детей скатывать из пластилина шарики среднего размера, формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику.

Материал: пластилин, дощечки.

 

5 день

Игра «Хитрые матрешки»

Цель: познакомить детей с тем, что у матрешки есть вкладыши.

Материал: деревянная матрешка с вкладышами.

З. Медведева «Матрешка»

У меня матрешка есть,

Новая игрушка.

В желтом сарафанчике,

Славная толстушка.

А её откроешь-

В ней сидит вторая,

Вся в зеленом,

Как весной травка молодая…

А вторую отвернешь-

Там еще матрешка.

Там матрешка - вовсе крошка.

То-любимая матрешка.

Вся она, как маков цвет:

Сарафан на ней надет

Алый как цветочек,

И под цвет платочек.

Пуще всех её храню,

Больше всех её люблю,

Маленькую крошку –

Красную матрешку.

 

Конспект занятия по декоративному рисованию

для детей 3-4 лет.

Тема: «Нарядные матрешки»

 

Цель

Познакомить с самой популярной русской народной деревянной игрушкой -матрешкой. Развивать творческую фантазию детей.

    Задачи:

 воспитательные:

  • закреплять правила поведения при встрече;
  • воспитывать внимательное отношение к взрослому человеку;
  • воспитывать аккуратность;

обучающие:

  • познакомить с русской народной деревянной игрушкой - матрешкой;
  • учить различать матрешек по размеру;
  • активизировать словарь;
  • закрепить навык рисования красками;
  • учить ориентироваться на листе бумаги;
    • закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок на всю поверхность бумаги;

развивающие:

*      развивать внимание, память, творческую активность;

*      развивать мелкую моторику пальцев рук;

Материал и оборудование:

*      выставка игрушек матрешек;

*      вырезанные трафареты матрешек;

*         кисти;

*      гуашь.

Ход занятия

В группу входит «бабушка», которая интересуется, какими игрушками сейчас играют ребята. (Ответы детей) «Бабушка» принесла свою любимую игрушку. Какую? Надо отгадать загадку.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может, три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская... (матрешка).

Дети угадывают, а «бабушка» открывает свой ларчик с матрешками и, пока раскрывает каждую, декламирует стихотворение:

Много кукол деревянных, круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах на столе у нас живут,

Всех матрешками зовут!

Кукла первая толста, а внутри она пуста.

Разнимается она на две половинки.

В ней живет еще одна кукла в серединке.

Эту куколку открой - будет третья во второй.

Половинку отвинти, плотную, притертую –

И сумеешь ты найти куколку четвертую.

Вынь ее да посмотри, кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая, куколка пузатая.

А внутри пустая, в ней живет шестая.

А в шестой - седьмая...

Кукла меньше всех, чуть побольше, чем орех.

Вот поставленные в ряд сестры-куколки стоят...

Фигурка матрешки вырезана из дерева. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна фигурка, и так до 10-12 куколок (сколько пальчиков на ладошках). Вначале делается самая маленькая, неразъемная фигурка. Затем фигурки расписывают. У каждой матрешки на голове платочек, под который убраны волосы, одежда яркая, красочная. Если рассмотреть внимательно узоры на одежде матрешек, можно заметить, что у них есть общие элементы: цветы, ягодки, листики.

Были такие матрешки раньше самой любимой игрушкой у всех ребят. Да как же иначе? Матрешки - куклы веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать!

Мы матрешки, мы сестрички,

Мы толстушки, невелички.

Как пойдет плясать и петь,

Вам за нами не успеть.

Они и детей приглашают поплясать с собой.

Физкультурнаяминутка«Матрешки».

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки.

Хлопкипередсобой.

На ногах сапожки,

Топают матрешки.

Рукинапояс, поочереднотоправуюногувыставитвпереднапятку, толевую.

Влево, вправо наклонились,

Наклонывлево - вправо.

Всем знакомым поклонились.

Наклоныголовывлево - вправо.

Девчонки озорные,

Матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых

Вы похожи словно сестры.

Поворотытуловищанаправо - налево, рукикплечам.

Ладушки, ладушки,

Веселые матрешки.

Хлопкивладошипередсобой.

Воспитатель предлагает детям сделать подарок для «бабушки» -нарисовать матрешек. Детям предлагаются чистые листы белого картона с нарисованными контурами матрешек. Получились веселые красивые матрешки, благодаря которым у «бабушки» всегда будет хорошее настроение. «Бабушка» благодарит детей за подарки.