Дворникова Елена Федоровна
Проект
«Народная игрушка»
«Матрёшка»
для детей 3- 4 лет
Пояснительная записка:
Игрушка – это часть культуры народа. Она возникла давно вместе с человеческим обществом. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушек, предназначенных для игры ребенка. Поэтому, мастера-игрушечники вкладывают в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку и изобретательность. Интерес к игрушке у детей дошкольного возраста устойчивый.
Народная игрушка имеет огромное значение в воспитании всесторонне развитого человека. Народная игрушка самобытна, интересна. История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка - одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие.
Наш проект позволит:
* зародить интерес к народной игрушке, народно-прикладному искусству, промыслам, освоить искусство изготовления игрушки своими руками, элементы росписи;
*привить уважение к истории России;
*пополнить предметно развивающую среду;
*вложить частичку своей души в игрушку, стать мастерами.
Цель проекта: дать представление детям о народных игрушках. Познакомить с матрешкой.
Задачи проекта: развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
Овладевать образно-игровыми и имитационными движениями в сочетании с музыкой.
Формировать у ребенка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к игрушкам, интереса к истории народного творчества, уважения к людям труда;
Формировать умение видеть прекрасное в жизни и передавать его в своих творческих работах;
Актуальность:
Проект способствует приобщению детей к истокам русской народной культуры, помогает напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес и уважение к истории России.
Вид проекта: творческий, групповой.
Участники: воспитанники второй младшей группы №8, возраст 3-4 года.
Ожидаемый результат:
детские рисунки на бумаге, выставка народных кукол в группе.
Сроки реализации: 1 неделя (краткосрочный)
Реализации проекта
Формы работы |
Содержание |
1. Непосредственно образовательная деятельность. |
Социально – личностное развитие – рассматривание иллюстраций, книг, рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства (коммуникация). • Познавательно-речевое развитие – «В гости к матрешке», беседы о народной игрушке, истории возникновения», чтение рассказов, стихов о народной игрушке (матрешке, лошадках, петушке) • Продуктивная деятельность: (рисование) «Матрешка»; (лепка) «Бусы для матрешки». |
2. Совместная деятельность с детьми в режимных моментах. |
• экскурсия по группе • рассматривание картин, иллюстраций с изображением народных игрушек (матрешек, деревянных игрушек-забав, дымковских и хохломских игрушек); • Сравнение двух игрушек или картинок. • чтение художественной литературы: А. Барто «Игрушки», русских народных потешек и песенок • дидактические и настольные игры: разрезанные картинки, «Русские узоры», «Собери матрешку», «Собери красивую пирамидку», «Какой игрушки не стало», «Чудесный мешочек», «Домино». • сюжетно – ролевые игры: «Магазин игрушек», «Детский сад». • подвижные игры «Карусели», «Заинька», «У медведя во бору». • разучивание стихотворений об игрушках А. Барто «Игрушки», «Мишка», «Мяч», «Лошадка», • беседа об игрушках «Моя любимая игрушка», «Как мы играем с игрушками», «Мои игрушки» , • отгадывание загадок об игрушках. • Игры-ситуации «Наши куклы», «В магазине игрушек», «Городок игрушек», «В группу принесли новую игрушку, все хотят в нее играть». |
3.Самостоятельная деятельность. |
• рассматривание картин, иллюстраций, • раскрашивание раскрасок «Подружки-Матрешки», «Лошадка», «Петушок» -дымка. • настольные и дидактические игры «Воздушные шары», «У кого что», «Собери картинку из кубиков», «Кто что делает?», «Чудесный мешочек». • сюжетно – ролевые игры: «Магазин игрушек», • выставка детских рисунков «Веселые матрешки», поделок «Красивые бусы» • игры с игрушками. |
4.Создание развивающей среды |
• внести дидактические и настольные игры: «Собери красивую пирамидку», «Какой игрушки не стало», «Чудесный мешочек», «Домино». • пополнить библиотечку книгами А. Барто «Игрушки» • оформить в группе уголок народной игрушки. |
5. Взаимодействие с семьёй. |
• Наглядная информация для родителей о проведении недели «Народная игрушка», • Совместные игры родителей и детей с игрушками, • Изготовление игрушек-самоделок к выставке «Народная игрушка» совместно с детьми. |
1 день
Познание (формирование целостной картины мира.)
Тема: «Знакомство с матрешками»
Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой, учить рассматривать матрешку. Выделяя особенности внешнего вида (у матрешки есть голова круглой формы, туловище продолговатой, ручки, она наряжена в сарафан, кофточку и фартук, на голове у неё косынка, вся её одежа украшена цветами, учить замечать яркость цветовых образов в народной игрушке, продолжать эстетические чувства детей, художественное восприятие, вызывая эмоциональный отклик на произведение искусств, воспитывать умение внимательно слушать воспитателей, развивать мелкую мускулатуру мышц, воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Материал: большая деревянная матрешка, маленькие матрешки на каждого ребенка, строительный материал (кубики, пластины и т. д.) .
Чтение песенки – потешки «Как у нашей у матрешки»
Цель: познакомить с художественным произведением помочь понять содержание новой потешки, способствовать восприятию интонационной речи.
Русская народная песенка в обработке Н. Колпановой.
Как у нашей у Матрешеньки,
Сад зеленый, дом хорошенький,
Ванька-встанька у ворот громко песенки поет.
Балалайка звенит, заливается
А матрешенька глядит, улыбается.
2 день
Коммуникация (развитие речи).
Тема: Чтение песенки – потешки «Как у нашей у матрешки»
Цели: познакомить с художественным произведением помочь понять содержание новой потешки, способствовать восприятию интонационной речи.
Настольный театр.
Цель: учить детей проговаривать знакомые потешки, закреплять знания о цветах и оттенках, привлекать малышей к игровым действиям.
3 день
Художественное творчество (рисование).
Тема: «Укрась сарафанчик матрешке»
Цели: вызывать у детей желание украшать яркими мазками сарафаны матрешек, интерес к образу, закреплять умение ритмично наносить мазки на силуэт сарафана, развивать желание работать с гуашью, воспитывать у детей сочувствие к игровому персонажу, вызвать желание помочь ему.
Дидактическая игра: «Собери матрешку».
Цель: учить действовать тетей со сборно-разборными игрушками трех размеров – большой, поменьше, маленькой; учить составлять предметы из двух частей, ориентируясь на их величину и положение в пространстве;
Развивать моторику пальцев, глазомер; учить подбирать предметы в соотношении «большой, поменьше, маленький»; находить промежуточный по величине предмет.
Материал: три разборные матрешки
Ах, матрешечки-матрешки,
Хороши – не рассказать!
Очень любят с вами дети
В нашей группе поиграть.
Щечки яркие, платочки,
По подолу цветки.
Весело кружатся в танце
Яркие букетики.
(Н. Горчакова)
В прятки с нами поиграй,
Нас скорее собирай,
Если будешь ошибаться,
Мы не будем закрываться.
(С. Резщикова)
4 день
Музыкальное.
Программное содержание: средствами музыки обогащать и расширять представление детей о матрешке; обогащать слуховой опыт детей и создавать запас музыкальных впечатлений; развивать элементарное эстетическое восприятие музыки, эмоциональную отзывчивость на нее, ее характер и настроение на музыкальный образ, доступный ребенку; приобщать детей к выразительному исполнению не сложных танцев, хороводов, вызывать желание детей с удовольствием участвовать в них и связывать движения с музыкой; побуждать детей активно участвовать в музыкально-ритмической деятельности, посильно выполняя под музыку образные движения, передавая особенности музыкального звучания; побуждать к первоначальным творческим проявлениям в певческой и ритмической деятельности.
Мы – матрешки крошки.
Мы – матрешки (2 р)
Вот какие крошки
Как у нас (2 р)
Чистые ладошки.
Мы – матрешки (2 р)
Вот какие крошки
Как у нас (2 р)
Новые сапожки.
Мы – матрешки (2 р)
Вот какие крошки
Поиграем, поиграем
На своих гармошках.
Мы матрешки (2 р)
Вот какие крошки
Потанцуем, потанцуем
Под свои гармошки.
Держат пальчики у щечки, кивают головами из стороны в сторону.
Показывают ноготок
Показывают свои ладошки.
Держат пальчики у щеки, кивают головами из стороны в сторону.
Показывают ноготок
Выставляют ножки, ручки на пояс.
Держат пальчики у щечки, кивают гововами из стороны в сторону.
Показывают ноготок. Изображают, что играют на гармошке, растягивая их.
Держат пальчики у щеки, кивают головами из стороны в сторону. Показывают ноготок. Кружатся, подняв одну руку над головой.
Лепка.
Тема «Бусы для матрешки»
Совместная работа воспитателя с детьми.
Задача: вызвать у детей интерес к образу матрешек, научить детей скатывать из пластилина шарики среднего размера, формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику.
Материал: пластилин, дощечки.
5 день
Игра «Хитрые матрешки»
Цель: познакомить детей с тем, что у матрешки есть вкладыши.
Материал: деревянная матрешка с вкладышами.
З. Медведева «Матрешка»
У меня матрешка есть,
Новая игрушка.
В желтом сарафанчике,
Славная толстушка.
А её откроешь-
В ней сидит вторая,
Вся в зеленом,
Как весной травка молодая…
А вторую отвернешь-
Там еще матрешка.
Там матрешка - вовсе крошка.
То-любимая матрешка.
Вся она, как маков цвет:
Сарафан на ней надет
Алый как цветочек,
И под цвет платочек.
Пуще всех её храню,
Больше всех её люблю,
Маленькую крошку –
Красную матрешку.
Конспект занятия по декоративному рисованию
для детей 3-4 лет.
Тема: «Нарядные матрешки»
Цель
Познакомить с самой популярной русской народной деревянной игрушкой -матрешкой. Развивать творческую фантазию детей.
Задачи:
воспитательные:
- закреплять правила поведения при встрече;
- воспитывать внимательное отношение к взрослому человеку;
- воспитывать аккуратность;
обучающие:
- познакомить с русской народной деревянной игрушкой - матрешкой;
- учить различать матрешек по размеру;
- активизировать словарь;
- закрепить навык рисования красками;
- учить ориентироваться на листе бумаги;
- закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок на всю поверхность бумаги;
развивающие:
* развивать внимание, память, творческую активность;
* развивать мелкую моторику пальцев рук;
Материал и оборудование:
* выставка игрушек матрешек;
* вырезанные трафареты матрешек;
* кисти;
* гуашь.
Ход занятия
В группу входит «бабушка», которая интересуется, какими игрушками сейчас играют ребята. (Ответы детей) «Бабушка» принесла свою любимую игрушку. Какую? Надо отгадать загадку.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская... (матрешка).
Дети угадывают, а «бабушка» открывает свой ларчик с матрешками и, пока раскрывает каждую, декламирует стихотворение:
Много кукол деревянных, круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах на столе у нас живут,
Всех матрешками зовут!
Кукла первая толста, а внутри она пуста.
Разнимается она на две половинки.
В ней живет еще одна кукла в серединке.
Эту куколку открой - будет третья во второй.
Половинку отвинти, плотную, притертую –
И сумеешь ты найти куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри, кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая, куколка пузатая.
А внутри пустая, в ней живет шестая.
А в шестой - седьмая...
Кукла меньше всех, чуть побольше, чем орех.
Вот поставленные в ряд сестры-куколки стоят...
Фигурка матрешки вырезана из дерева. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна фигурка, и так до 10-12 куколок (сколько пальчиков на ладошках). Вначале делается самая маленькая, неразъемная фигурка. Затем фигурки расписывают. У каждой матрешки на голове платочек, под который убраны волосы, одежда яркая, красочная. Если рассмотреть внимательно узоры на одежде матрешек, можно заметить, что у них есть общие элементы: цветы, ягодки, листики.
Были такие матрешки раньше самой любимой игрушкой у всех ребят. Да как же иначе? Матрешки - куклы веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать!
Мы матрешки, мы сестрички,
Мы толстушки, невелички.
Как пойдет плясать и петь,
Вам за нами не успеть.
Они и детей приглашают поплясать с собой.
Физкультурнаяминутка«Матрешки».
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки.
Хлопкипередсобой.
На ногах сапожки,
Топают матрешки.
Рукинапояс, поочереднотоправуюногувыставитвпереднапятку, толевую.
Влево, вправо наклонились,
Наклонывлево - вправо.
Всем знакомым поклонились.
Наклоныголовывлево - вправо.
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых
Вы похожи словно сестры.
Поворотытуловищанаправо - налево, рукикплечам.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки.
Хлопкивладошипередсобой.
Воспитатель предлагает детям сделать подарок для «бабушки» -нарисовать матрешек. Детям предлагаются чистые листы белого картона с нарисованными контурами матрешек. Получились веселые красивые матрешки, благодаря которым у «бабушки» всегда будет хорошее настроение. «Бабушка» благодарит детей за подарки.