Детина Анна Сергеевна
Челябинская область , Троицкий район ,п.Бобровка
МКДОУ Бобровский детский сад "Колосок"
Воспитатель
План работы по самообразованию воспитателя
Тема: «Развитие мелкой моторики младших дошкольников
через дидактические игры».
Актуальность темы:На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой.
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческуюдеятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.
И, поэтому, в раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Цель: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у детей 2-4 лет.
Задачи:
1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей раннего возраста;
2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр;
3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
4. Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребенка и приобщить их к пальчиковым играм с ребенком в условиях семьи;
5. Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду группы;
6. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Формы работы:
− совместная работа с детьми;
− индивидуальная работа;
− свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Предполагаемый результат:
у детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать ложку, карандаш, кисть, получают удовольствие от творческой и игровой деятельности.
Этапы работы.
I. Теоретический этап. Изучение учебно-методической литературы:
1. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Издательство: СПб:, Корона-Век, 2007 2. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. - М.: ЭКСМО, 2007. 3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006. 4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007. 5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
|
В течение года |
II. Практический этап. |
|
|
Рисование, лепка |
|
В течение года |
Создание картотеки пальчиковых игр |
|
октябрь |
Заучивание пальчиковых игр: «Замок», «Капуста» |
Побуждать детей выполнять действия руками и пальчиками, в соответствии со словами текста; развитие мелкой моторики |
октябрь |
Д/и.: «Прищепки» |
Способствовать формированию детей пользоваться прищепками «дождик для тучки», «иголочки для ёжика». Побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями. Формировать умение детей держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать её. Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры.
|
ноябрь |
Игры: «Рыбалка», «Поймай лягушку» |
Развивать координацию движений, мелкую моторику и закрепление цвета рыбки (лягушки).
|
Ноябрь |
Д/и. «Шнуровка», «Бусы» |
Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. |
ноябрь |
Д/и с сыпучими материалами («сухой бассейн», ищем игрушку, рисуем на крупе) |
укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина; воспитание терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.
|
Декабрь |
Создание разнообразного «Пальчикового театра» |
Создание игровой среды для самостоятельной театрализованной деятельности детей, развивать мелкую моторику рук с использование пальчикового театра |
Декабрь |
Д\И : «Массажный мячик»
Создание картотеки игр с массажными мячиками. |
Развивать сгибание и разгибание кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук. Развивать координацию движений. |
Декабрь |
Д/и «Веселые упражнения с карандашами» |
Способствовать умению раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук. |
декабрь |
Оформление буклета для родителей «Для чего нужны пальчиковые игры»
Консультация для родителей: «Игры на развитие мелкой моторики рук» |
Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей раннего возраста
|
январь |
Настольная игра «Мозаика». |
Способствовать умению детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу. |
январь |
Д/и «С крышками» Создание пособия для игры с крышками от бутылок |
Развивать координацию движения рук, способствовать умение детей закручивать и откручивать крышки. |
февраль |
Сообщение на родительском собрании «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста» |
Выставка для родителей и педагогов дидактических игр и пособий на развитие мелкой моторики дошкольников |
февраль |
III. Оценочный этап.
Диагностика уровня развития мелкой моторики
Анализ работы по теме самообразования
|
Проведение контрольного диагностического исследования. Используя метод наблюдения, упражнения, выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки |
май |
Выводы: Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.