МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад №57» комбинированного вида
Нижегородская обл. г. Дзержинск.
Адрес: бульвар Космонавтов,14; тел: 33 33 03
http://www.dou57ru; e-mail: ds57@uddudzr.ru
Конспект занятия
По формированию лексико - грамматических средств языка и связной речи в старшей логопедической группе.
Тема: «Зима. Зимние забавы».
Выполнила учитель- логопед
МБДОУ «детский сад №57»
Селезнева Ирина Алексеевна.
г. Дзержинск 2017год.
Ф.И.О. Селезнева Ирина Алексеевна
Должность, образовательное учреждение – учитель - логопед старшей группы, МБДОУ №57
Образовательная область речевая
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми с ОНР в старшей логопедической группе поформированию лексико-грамматических средств языка.
Тема: Зима. Зимние забавы.
Программное содержание:
Цель: Активизация словаря по теме «Зима».
Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
- учить детей подбирать однокоренные слова;
- образовывать глаголы прошедшего времени;
- Коррекционно-развивающие:
- развивать и активизировать словарь по теме «Зима»;
- развивать логическое мышление, внимание;
- развивать умение подбирать имена существительные к глаголам;
- закрепить правильное употребление предлогов;
- развитие речевого дыхания и голоса.
3. Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать интерес к изменениям, происходящим в природе в зимний период.
Методы и приемы:
- Наглядный - сюжетная картина с изображением зимы, предметные картинки (снеговик, снегурочка, снежинка, снегопад, снегирь), елка, клубок, предметные картинки, для составления предложений.
- Практический- составление зимней картины на фланеллеграфе.
- Словесный - беседа, сюрпризный – появление волшебного клубочка), уточнения, пояснения, поощрения.
Пропедевтическая работа: беседа о зиме и зимних забавах.
Оборудование: искусственная елочка, поднос, клубок, предметные картинки, фланеллеграф, солнышки.
Ход занятия:
Слова и действия логопеда
|
Действия детей |
I.Организационный момент. Развитие речевого дыхания и голоса: Вьюга, старая, седая, с ледяной клюкой. Вьюга ковыляет Бабой Ягой. Воет вьюга: « З-З-З-з-з» (с усилием голоса). Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м» (тихо, высоким голосом). Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м» (Громко, низким голосом). Стонут березы: «М-м-м-м» (Тихо, высоким голосом). Шумят ели: «Ш-ш-ш-ш». Стихает вьюга: «с-с-с-с». Садитесь ребята. Сегодня на занятии мы будем говорить о зиме.
II.Игра «Какие слова подходят к картинке «Зима»?» Логопед называет слова, а дети хлопают, если слова подходят к картинке.) - Снег, лыжная горка, снежный ком, пляж, босоножки, снегири.
III. Введение в тему. Логопед держит в руках белый клубочек. - Ребята, на что похож этот клубок? - Да, на снежный комочек. Ставится тарелка или поднос с нарисованными заданиями. - Мы будем выполнять то задание, возле которого клубочек остановится.
IV Развитие лексико-грамматических категорий.
Логопед: Снежный комочек начинает свой путь. Покатился снежный ком. Для себя нашел он дом. В доме том живет загадка. Подберите к ней отгадку. - Чем покрыта зимой земля? (….). - У слова снег есть слова родственники. Они очень похожи по звучанию. А какие это слова, мы сейчас узнаем. (На доске выставляются предметные картинки.)
Игра «Подбери слова-родственники».
Снег- снежок, снеговик, снегири, снежинка, снежный ком, снегурочка, снегопад.
Логопед: Снежный комочек катится дальше. Покатился снежный ком, Снова отыскал он дом. В доме том живет загадка, Поищите-ка отгадку! - Я очень много знаю о снеге и о том, что с ним может происходить. Я буду рассказывать, что происходит со снегом сейчас, а вы должны мне ответить так, как будто это происходило вчера. Игра «А что вчера?» - упражнять детей в образовании глаголов в форме прошедшего времени.
Сегодня снег блестит, а вчера снег….. Сегодня снег падает, а вчера снег…. Сегодня снег сверкает, а вчера снег…. Сегодня снег тает, а вчера снег…. Сегодня снег хрустит, а вчера снег…. Сегодня снег идет, а вчера снег….
Логопед:- А комочек снова катится. Покатился снежный ком И опять увидел дом. В доме том живет загадка. Нужно вам найти отгадку!
Игра «Подбери предмет!»-придумать как можно больше слов, отвечающих на вопрос кто? или что? (по т. «Зима»).
- Наступает (что?) -…(зима) - Лежит (что?) - ….(снег) - летит (что?) - …(снег) - кружатся ( ) - ….(снежинки) - свищет (что?) - ….(ветер) - катаются (кто?) – (дети) - лепят (что?) - ….(снеговика) - замерзает (что?) - ….(речка) - съежились (кто?) - ….(снегири) - блестит (что?) - ….(снег)
Молодцы.
VI Физкультминутка «Снеговик».
Логопед: Какая же загадка ждет нас дальше? Покатился снежный ком И нашел 4-й дом. В доме том живет загадка. Но какая к ней отгадка?
Игра «Скажи, где снегирь?» - упражнять детей в правильном использовании предлогов в речи. Логопед: Вместе с загадкой к нам прилетел снегирь и решил покружиться возле елочки. ( На столе у логопеда елочка, а в руках « снегирь». Дети по действию говорят, где находится снегирь.)
Логопед: Ребята, снежный комочек отправляется в свое последнее путешествие. Покатился снежный ком, Перед ним последний дом. В доме том живет загадка. Подберите к ней отгадку.
Игра «Составь предложение». У детей на партах картинки, на которых изображены зимние забавы детей. - Ребята посмотрите на картинки, скажите, что на них нарисовано. А теперь расположите их так, чтобы получился «Зимний парк». Вам понравился наш парк?
Итог занятия. Логопед: О каком времени года мы говорили на занятии? Какие слова родственники у слова снег? Какие зимние забавы вы запомнили? Вам понравилось занятие? Возьмите солнышки и поставьте их на доске.
На этом наше занятие закончено.
|
Дети произносят звуки.
- Дети хлопают.
На снежный комочек.
снегом.
- Дети называют картинки на доске и запоминают, что это слова похожие по звучанию на слово снег – слова родственники.
- блестел - падал - сверкал - таял - хрустел - шел
- зима - снег - снег - снежинки - ветер - дети - снежный ком - речка - снегири - снег
Снегирь спрятался под елью. - Подлетает к елочке. - Слетел с елочки. - Прыгает возле ели. - Перелетел с ветки на ветку.
- Дети лепят снеговика. - Девочка катается на коньках. - Мальчик катается на лыжах. - Дети играют в снежки. - Дети катаются на санках.
Дети выставляют веселые или грустные солнышки на доске. |