Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

     Есть свой авторский материал? - опубликуйте его на нашем сайте и получите Свидетельство! (подробнее).

№ 3001 Выступление на конференции на тему "Развитие музыкального слуха и ритма у детей раннего дошкольного возраста"

Опубликовано 28.09.2017

Оломенцева Ольга Николаевна
МБДОУ "Детский сад № 15"
Музыкальный руководитель

Выступление на августовской конференции

на тему: «Развитие музыкального слуха и ритма у детей раннего дошкольного возраста», в центре игровой поддержки ребенка в МБДОУ «Детский сад № 15».

В этом возрасте возникают первые эстетические чувства, которые проявляются при восприятии музыки, подпевании, участии в игре или пляске и выражаются в эмоциональном отношении ребенка к тому, что он делает.

Поэтому главная цель - подарить ребенку радость, открыть ему дверь в мир музыки – мир удивительный, яркий и красочный. Найти и развивать тот творческий стержень, который поможет ребёнку быть более раскрепощённым, общительным, научит фантазировать и четко выражать свои мысли.

Задачи нашей программы:

  • Развитие умения вслушиваться в музыку, запоминать и эмоционально реагировать на нее,
  • Связывать движения с музыкой в музыкально-ритмических движениях.
  • Развитие слухового внимания и восприятия, чувства ритма и музыкального слуха, а также фантазии и воображения
  • Знакомство с простыми музыкальными инструментами и навыками игры на них (ударные (бубны, барабаны, металлофоны, «треугольник», колокольчики), шумовые (маракасы, трещотки, «шуршалки», бубенцы и пр.), духовые инструменты (дудочки, свистульки, свирель)

Работа с родителями:

  • Каждое занятие проходит вместе с родителями;
  • Обучение родителей способам применения различных игровых средств обучения, организация игрового взаимодействия с детьми;
  • Консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного развития и воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора;
  • Ознакомление родителей с современными видами игровых средств обучения;
  • Создание информационной базы для родителей.

На занятиях мы:

  • Учим малышей извлекать и слушать звуки,
  • Различать, запоминать и узнавать голоса музыкальных инструментов,
  • Развиваем чувство ритма помощью игр и весёлых упражнений и, конечно же, поем, танцуем и играем на простых музыкальных инструментах.

Методы и приемы.

В первую очередь это -  наглядность, эмоциональность, доступность. У детей раннего возраста экспрессивный (эмоциональный) характер общения.

Для развития эмоциональной отзывчивости и мышления — метод контрастных сопоставлений. Произведения под одним названием, но разные по художественному образу или произведения, сочетающих пение и инструментальное сопровождение. Например, песни и инструментальные произведения про петушка, лошадку, дождик.

При разучивании песни используются различные методические приемы: объяснение, показ, игра и т.д.

Целесообразно включать песни в различные формы работы с целью создания песенного репертуара.

На занятиях, используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка.

Показ взрослого – главный метод. Дети подражают его действиям. Обращать внимание на то, что начинать двигаться надо с началом звучания музыки, а заканчивать – с ее окончанием. Учить чувствовать контрастность музыки – соответственно менять движения.

Музыка организует движения, учит ребенка пространственно-временной ориентации.

Музыкально-ритмическое развитие ребенка позволяет:

  • научить понимать музыку, ее настроение
  • расширять музыкальный кругозор
  • развивать музыкальный слух и чувство ритма
  • улучшать музыкальную память

С помощью ритмических движений у ребенка развивается:

  • ловкость и точность движений
  • пластичность и выносливость
  • умение координировать движения в пространстве
  • улучшается осанка и походка
  • обогащаются и становятся красивыми движения

Помимо этого, происходит:

  • развитие воображения и фантазии
  • развитие творческих способностей и умения импровизировать
  • концентрация внимания и прочее
  • Развитие музыкального слуха у детей

 

Понятие музыкальный слух включает в себя:

  • чувство ритма
  • чувство лада
  • умение различать ноты и тональности
  • прочее

Музыкальный слух у ребенка нужно развивать. Для некоторых детей такое развитие будет происходить проще, некоторым будет сложнее. Но начинать развитие слуха нужно в как можно более раннем возрасте ребенка.

Для этого можно увлечь его разными играми, ведь совсем необязательно «пристраивать» ребенка к какому-нибудь музыкальному инструменту. Достаточно, чтобы время от времени звучала хорошая качественная музыка, и была она не просто фоном для времяпровождения, а что-то бы акцентировалось в ней, о чем вы бы рассказали ребенку.

Не нужно насильно заставлять ребенка заниматься музыкой. Для маленьких детей все обучение должно базироваться на игре, на увлекательных и ненавязчивых занятиях. Давайте ребенку слушать разные музыкальные инструменты, а потом поиграйте в «Угадайку»: какой музыкальный инструмент звучал.

Уже в младшем дошкольном возрасте можно научить ребенка выделять самые сильные, самые громкие, самые тихие, низкие или высокие ноты в музыке, предлагая для каждого отдельного случая свой вариант опознавательного действия: сильные ноты — топнуть, высокие — поднять руки вверх, низкие — присесть на корточки, тихие — приложить палец к губам и так далее.

«Собери игрушки». Разбросайте на полу небольшие игрушки, дайте малышу в руки ведерко и попросите собрать в него игрушки под музыку. Когда музыка стихнет, нужно остановиться. Возможно, ребенок не сразу поймет суть игры, покажите ему.

Ожидаемые результаты:

•        Эмоциональное развитие малыша.

•        Передача родителям опыта совместной музыкально-игровой деятельности.

•        Умение ребенка общаться в коллективе.

•        Развитие слуховых, зрительных, тактильных способностей к восприятию музыки

•        Выявление уровня музыкальных способностей

 

 «Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок», – говорил Карл Орф, – «задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление… Привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка».

 

Список используемой литературы:

 

1. Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», 2015;

 2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 2014;

3.  Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду / Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова. - М.: Просвещение, 2011;

4.  Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста / А.Н. Зимина. - М.: ВЛАДОС, 2013;

5. Интернет ресурсы.