Оломенцева Ольга Николаевна
МБДОУ "Детский сад № 15"
Музыкальный руководитель
Выступление на августовской конференции
на тему: «Развитие музыкального слуха и ритма у детей раннего дошкольного возраста», в центре игровой поддержки ребенка в МБДОУ «Детский сад № 15».
В этом возрасте возникают первые эстетические чувства, которые проявляются при восприятии музыки, подпевании, участии в игре или пляске и выражаются в эмоциональном отношении ребенка к тому, что он делает.
Поэтому главная цель - подарить ребенку радость, открыть ему дверь в мир музыки – мир удивительный, яркий и красочный. Найти и развивать тот творческий стержень, который поможет ребёнку быть более раскрепощённым, общительным, научит фантазировать и четко выражать свои мысли.
Задачи нашей программы:
- Развитие умения вслушиваться в музыку, запоминать и эмоционально реагировать на нее,
- Связывать движения с музыкой в музыкально-ритмических движениях.
- Развитие слухового внимания и восприятия, чувства ритма и музыкального слуха, а также фантазии и воображения
- Знакомство с простыми музыкальными инструментами и навыками игры на них (ударные (бубны, барабаны, металлофоны, «треугольник», колокольчики), шумовые (маракасы, трещотки, «шуршалки», бубенцы и пр.), духовые инструменты (дудочки, свистульки, свирель)
Работа с родителями:
- Каждое занятие проходит вместе с родителями;
- Обучение родителей способам применения различных игровых средств обучения, организация игрового взаимодействия с детьми;
- Консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного развития и воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора;
- Ознакомление родителей с современными видами игровых средств обучения;
- Создание информационной базы для родителей.
На занятиях мы:
- Учим малышей извлекать и слушать звуки,
- Различать, запоминать и узнавать голоса музыкальных инструментов,
- Развиваем чувство ритма помощью игр и весёлых упражнений и, конечно же, поем, танцуем и играем на простых музыкальных инструментах.
Методы и приемы.
В первую очередь это - наглядность, эмоциональность, доступность. У детей раннего возраста экспрессивный (эмоциональный) характер общения.
Для развития эмоциональной отзывчивости и мышления — метод контрастных сопоставлений. Произведения под одним названием, но разные по художественному образу или произведения, сочетающих пение и инструментальное сопровождение. Например, песни и инструментальные произведения про петушка, лошадку, дождик.
При разучивании песни используются различные методические приемы: объяснение, показ, игра и т.д.
Целесообразно включать песни в различные формы работы с целью создания песенного репертуара.
На занятиях, используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка.
Показ взрослого – главный метод. Дети подражают его действиям. Обращать внимание на то, что начинать двигаться надо с началом звучания музыки, а заканчивать – с ее окончанием. Учить чувствовать контрастность музыки – соответственно менять движения.
Музыка организует движения, учит ребенка пространственно-временной ориентации.
Музыкально-ритмическое развитие ребенка позволяет:
- научить понимать музыку, ее настроение
- расширять музыкальный кругозор
- развивать музыкальный слух и чувство ритма
- улучшать музыкальную память
С помощью ритмических движений у ребенка развивается:
- ловкость и точность движений
- пластичность и выносливость
- умение координировать движения в пространстве
- улучшается осанка и походка
- обогащаются и становятся красивыми движения
Помимо этого, происходит:
- развитие воображения и фантазии
- развитие творческих способностей и умения импровизировать
- концентрация внимания и прочее
- Развитие музыкального слуха у детей
Понятие музыкальный слух включает в себя:
- чувство ритма
- чувство лада
- умение различать ноты и тональности
- прочее
Музыкальный слух у ребенка нужно развивать. Для некоторых детей такое развитие будет происходить проще, некоторым будет сложнее. Но начинать развитие слуха нужно в как можно более раннем возрасте ребенка.
Для этого можно увлечь его разными играми, ведь совсем необязательно «пристраивать» ребенка к какому-нибудь музыкальному инструменту. Достаточно, чтобы время от времени звучала хорошая качественная музыка, и была она не просто фоном для времяпровождения, а что-то бы акцентировалось в ней, о чем вы бы рассказали ребенку.
Не нужно насильно заставлять ребенка заниматься музыкой. Для маленьких детей все обучение должно базироваться на игре, на увлекательных и ненавязчивых занятиях. Давайте ребенку слушать разные музыкальные инструменты, а потом поиграйте в «Угадайку»: какой музыкальный инструмент звучал.
Уже в младшем дошкольном возрасте можно научить ребенка выделять самые сильные, самые громкие, самые тихие, низкие или высокие ноты в музыке, предлагая для каждого отдельного случая свой вариант опознавательного действия: сильные ноты — топнуть, высокие — поднять руки вверх, низкие — присесть на корточки, тихие — приложить палец к губам и так далее.
«Собери игрушки». Разбросайте на полу небольшие игрушки, дайте малышу в руки ведерко и попросите собрать в него игрушки под музыку. Когда музыка стихнет, нужно остановиться. Возможно, ребенок не сразу поймет суть игры, покажите ему.
Ожидаемые результаты:
• Эмоциональное развитие малыша.
• Передача родителям опыта совместной музыкально-игровой деятельности.
• Умение ребенка общаться в коллективе.
• Развитие слуховых, зрительных, тактильных способностей к восприятию музыки
• Выявление уровня музыкальных способностей
«Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок», – говорил Карл Орф, – «задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление… Привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка».
Список используемой литературы:
1. Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», 2015;
2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 2014;
3. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду / Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова. - М.: Просвещение, 2011;
4. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста / А.Н. Зимина. - М.: ВЛАДОС, 2013;
5. Интернет ресурсы.