Андрюшкевич Татьяна Ивановна
МБДОУ детский сад комбинированного вида №4,
ст.Ленинградская, Краснодарский край
Воспитатель
Конспект ООД по познавательному развитию
с детьми старшей группы.
Тема: «В мире удивительных животных».
Оборудование: тропинка здоровья «лесная тропинка», игрушки диких и домашних животных, распечатки «Дикие и домашние животные».
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о жизни диких и домашних животных; формировать у дошкольников установку на здоровый образ жизни.
Задачи:
Образовательные: Продолжать уточнять и систематизировать представления детей о жизни диких и домашних животных. Закреплять умение устанавливать связи между приспособленностью животного к среде и месту обитания.
Развивающие: Развивать связную речь. Вызвать интерес к жизни животных, формировать навыки экологически безопасного поведения; расширять словарный запас (закрепление слов: дубовый, кленовый, березовый, лесная тропинка); развивать воображение, любознательность, память и мышление детей.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к животным; чувство товарищества, учить действовать сообща.
ХОД ООД
I. Мотивационный момент
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим в окно. Какое на улице солнышко? Какое настроение возникает у вас, глядя на яркое солнце? (ответы детей).
Да, у меня тоже радостное, отличное настроение, потому что мы с вами можем сегодня много-много всего интересного узнать. А о чём мы будем говорить, вы можете отгадать сами.
Загадывание загадки:
Они бывают дикими,
Живут в лесу дремучем,
Домашними бывают и помогают людям.
- Кто они такие?
Дети: Животные.
Воспитатель: Ну, конечно вы правы, мы с вами поговорим о диких и домашних животных. Для этого станем участниками программы «Удивительные животные». Согласны? В путь!
Ходьба по «лесной тропинке», прибытие детей в «телевизионную студию» - создание эмоционально-положительного настроя:
Итак, мы пришли в студию!
- Ребята, а вы знаете о том, что домашние животные не всегда были домашними? (ответы детей). Давайте отправимся с вами в прошлое и узнаем, как это происходило. Для того, чтобы попасть в прошлое, нам надо пройти по мосту времени (дети проходят по скамейке и свободно располагаются на ковре)
II. Актуализация знаний
Беседа
Давным-давно жили на Земле Человек и много разных животных, и были эти животные дикими. Были животные, которые боялись Человека, а были и такие, которых боялся Человек.
Как вы думаете, какое животное Человек приручил первым? – Правильно, первым домашним животным стала собака.
- А зачем она была нужна Человеку? (Ответы детей) (Да, верно, она была полезна на охоте, охраняла жилье, а когда домашними стали козы, овцы, коровы – собака помогала Человеку пасти, охранять их. Со временем Человек приручил и других животных.
- Каких вы знаете домашних животных? У всех домашних животных остались в дикой природе братья и сестры, каких из них вы знаете?
(Педагог называет домашнее животное, а дети - дикого предка:
Собака - волк, кролик - заяц, свинья - кабан, корова - тур, кошка – рысь, лошадь- дикий конь (мустанг) и т. д.)
Воспитатель: Итак, из-за вмешательства Человека часть животных стала домашними, а часть - осталась дикими. Для одних животных домом остался лес, степь, пустыня – дикая природа, а для других – жилье рядом с домом человека. Жилье любого животного – и домашнего, и дикого носит свое название.
III. Открытие детьми нового знания.
Воспитатель: Вспомним, как называется жилище некоторых животных?
(Педагог называет животное, дети - название его жилища: собака - конура, волк-логово, корова - хлев, белка - дупло, медведь - берлога и т. п.)
Воспитатель: Давайте вспомним, как могут выглядеть животные.
Пожалуйста, назовите домашних и диких животных оранжевого (рыжего) цвета, белых, серых и т. д. Какие животные чаще меняют цвет шерсти - дикие или домашние, почему?
(Педагог подводит итог: у каждого животного своя окраска, которая зависит от времени года, оттого, где оно живет)
Воспитатель: А сейчас - живая пауза. Предлагаю вам показать, как отряхивается щенок после купания. Обратите внимание на то, что щенок отряхивается всем телом - от носа до хвоста (выполнение игрового упражнения).
Покажем, как котик потягивается; умывается; царапает лапками с коготками коврик (выполнение игрового упражнения).
Продолжение беседы.
Воспитатель: Так чем же различаются животные? Верно, животные отличаются не только тем, где они живут, но и цветом, и размером.
Что есть у всех животных? (какие основные части? (ответы детей: голова, туловище, лапы, хвост)).
Для защиты себя, своих детенышей, для того чтобы добывать себе пищу, у некоторых из них есть рога, копыта, острые зубы, когти. А также для животного очень важно, чем покрыто их тело. Почему? (ответы детей). (Чтобы не замерзнуть, когда холодно, а в жару не перегреться.)
Воспитатель: А сейчас мы отправимся в путешествие в лес. Проводится физкультминутка с имитацией движений:
Звериная зарядка.
Раз — присядка, два — прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало — начинает все сначала.
(Педагог просит детей занять свои места)
IV. Самостоятельное применение нового знания на практике.
Работа по распечаткам.
Воспитатель: А хотите немного поиграть ?(Ответы детей) Необходимо закрасить животных, которые живут с человеком «Домашних животных», а потом мы посмотрим какие животные остались.
V. Рефлексия (итог).
Воспитатель: Ребята, о ком мы сегодня говорили? (О диких и домашних животных).
Как вы думаете, домашние животные, могут жить в дикой природе? (нет….так как они: (дети дополняют фразу воспитателя, с опорой на картинки)
А почему животных называют домашними? (Ответы детей).
А каких животных называют дикими?(Ответы детей)
А как вы думаете, дикие животные, умеют строить себе жилье, самостоятельно добывать для себя пищу? (Ответы детей)
Ребята нам эти знания пригодятся?
Для чего нам надо знать какие животные дикие, а какие домашние? (Для того, что бы правильно за ними ухаживать и не тревожить диких животных, ведь они привыкли находить пропитание себе сами.)
Воспитатель: Вам понравилась наше путешествие? (ответы детей).
Каждое животное хорошо и полезно на своем месте. Пусть будет так, как устроила сама природа.