Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

     Есть свой авторский материал? - опубликуйте его на нашем сайте и получите Свидетельство! (подробнее).

№ 3108 Конспект по развитию речи "Царство осени"

Опубликовано 29.10.2017

Райс  Лариса  Александровна
МБДОУ  №32  "Детский  сад  комбинированного  вида", г.Кемерово
Воспитатель

 

Конспект НОД по развитию речи " Царство  осени" для детей подготовительной группы

Задачи:
1. Обогащать и активизировать речь детей.
2. Закрепить знания об осени.
3. Совершенствовать слуховое внимание и фонематическое восприятие.
4. Закреплять умение определять место звука в слове.
5. Дать представление о твердых и мягких согласных звуках.
6. Упражнять в определении количества слов в предложении и составлении схемы данного предложения.
7. Закреплять умение петь коллективно с музыкальным сопровождением, способствовать проявлению положительных эмоций.
Методы и приемы: наглядные, словесные, игровые.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Материал и оборудование: Костюм Осени, Чудо-дерево, сундук, карточки с листьями разных деревьев, мяч, карточки - таблицы на каждого ребенка для определения места звука в слове, карандаш на каждого ребенка, аудиозаписи песен «Вот поезд наш едет», «Ходит осень не спеша», яблоки – дары Осени.
Предварительная работа: Беседа на тему «Осень», заучивание стихотворения приветствия и стихотворения об осени, определение места звука в слове, составление схем предложений, разучивание песни «Ходит осень не спеша», словесные игры.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Вводная часть:
Воспитатель: Ребята,  давайте возьмемся за руки и поприветствуем друг друга.
- В этот осенний день
Нам здороваться не лень.
Шлем привет мы всем вокруг, 
Я твой друг и ты мой друг!
Шлем привет мы всем гостям
Очень, очень рады вам!
Воспитатель: Ребята, а хотите отправиться в интересное путешествие?
Ответы детей.
Основная часть:
Воспитатель: Я предлагаю отправиться в гости к Осени. А вы знаете, какая бывает осень?
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете, на чем мы можем поехать к Осени?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте поедем на том, о чем говорится в загадке, которую я сейчас загадаю: 
- Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, поезд повезет нас к Осени, но отправится он лишь, если мы назовем приметы осени.
Ответы детей.
Воспитатель: Очень хорошо, цепляйтесь друг за друга, как вагончики и можно отправляться в путь.
Звучит песня «Вот поезд наш едет».
Воспитатель: Вот мы и приехали.
Выходит Осень.
Осень: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие!
Дети: - Здравствуй, осень, здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень, спросим,
Что с собою принесла?
Осень: - Принесла, я вам подарки:
Танцы, игры и загадки.
Но, чтоб выполнить заданья,
Нужно приложить старанье.
Не шалить, не отвлекаться, 
Только делом заниматься!
Я приготовила для вас осенние дары, но спрятаны они в сундуке под Чудо - деревом. Открыть сундук вы сможете лишь тогда, когда выполните все мои задания, которые хранит Чудо-дерево. 
Воспитатель: Ну что, ребята, не побоимся испытаний?
Ответы детей.
Осень: Посмотрите, внимательно, как вы думаете, почему это дерево называется Чудо? Чем оно отличается от других деревьев?
Ответы детей.
Осень: Молодцы! Ну что ж, первый листочек срываю и задание читаю!
«Назови, с какого дерева листок?»
Нужно, не просто назвать, с какого дерева листок, но и сказать какой он. Например: Листок с тополя, он какой? Тополиный.
Ответы детей.
Воспитатель: Какие вы молодцы!
Осень: Да, ни разу не ошиблись, ну а я второй листочек срываю и задание читаю!
«Определи место звука в слове».
Воспитатель: Ребята, справитесь?
Ответы детей.
Воспитатель: Тогда пройдите на свои места. Там для вас приготовлены таблицы. Я буду называть слова, а вам нужно определить, где находится звук [К], в начале слова, в середине или в конце.
Ты, Осень, пожалуйста, присядь, да посмотри, как ребята будут задание выполнять.
И так, внимание!
- Капуста, 
- баКлажан, 
- чесноК .
А теперь давайте проверим, никто не ошибся?
Молодцы! Все справились!
Ребята, а кто помнит, какие бывают звуки?
Ответы детей. 
Воспитатель: Какие звуки называются гласными?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте их назовем.
Ответы детей.
Воспитатель: А какие звуки называются согласными?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Я еще хочу открыть вам секрет, согласные звуки могут быть твердыми и мягкими. Например: [С] и [С*], [Д] и [Д*]. Если твердый [Л], какой будет мягкий?
Ответы детей.
Воспитатель: Твердый звук [М], а мягкий?
Ответы детей.
Воспитатель: Мягкий [Т*], а твердый?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! давайте повторим, какие бывают согласные звуки?
Ответы детей.
Воспитатель: Осень, тебе понравилось, как ребята справились с заданием?
Осень: Да, молодцы! Но мне пора срывать третий листок. И, так, задание:
«Скажи наоборот»
Воспитатель: Ребята, вставайте в круг. Я буду бросать вам мяч и называть слово, а вы должны быстро придумать противоположное значение. Игра, поэтому, так и называется: «Скажи наоборот». Ну, что, готовы?
Ответы детей.
Воспитатель: - Солнечный - пасмурный
Ветреный - безветренный
Мокрый - сухой
Радостный - грустный
Холодный - теплый
Поздняя - ранняя
Яркий - тусклый
Низкий - высокий
Сытый - голодный
Редкий - частый
Спелый - незрелый
Начало - конец 
Весна - осень
Длинный - короткий
Тихий - громкий
Осень: Какие вы шустрые, а вот я посмотрю, как вы следующее задание выполните.
Четвертый листочек срываю и читаю:
«Музыкальное испытание».
А знаете ли вы песни об осени?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, давайте исполним для Осени песню – хоровод «Ходит осень не спеша». 
Осень: С удовольствием послушаю.
Звучит песня «Ходит осень не спеша»
Осень: Здорово, мне очень понравилось. Но нам нужно открыть сундук, а для этого необходимо выполнить еще одно задание. Пятый листочек срываю и задание читаю:
«Предложение».
Ребята, а вы знаете, что такое предложение?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, правильно ответили. Осень, мы приглашаем тебя посмотреть, как ребята будут работать с предложением.
Осень: Очень  интересно!
Воспитатель: Ребята, проходите за столы. На тарелочках для вас приготовлены полоски для составления схем предложений. Давайте вспомним, как пишется первое слово в предложении? 
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы уже сказали, предложение состоит из слов. Сейчас я буду говорить предложение, а ваша задача сосчитать, сколько в нем слов, и составить  схему.
- Наступила осень.
- Улетели перелетные птицы.
- Холодные дни стали короче.
- Грустно.
Осень: Какие вы молодцы, и это задание блестяще выполнили!!! Пора открывать сундук. Пойдемте.
Вот вам мои дары осенние, 
Кушайте, не стесняйтесь,
Витаминов  набирайтесь, 
Да на следующий год осенью 
В школу собирайтесь. 
А мне пора. До свидания!
Осень уходит.
Заключительная часть:
Воспитатель: Ребята, понравилось вам в гостях у Осени? Но нам пора возвращаться в детский сад. Поезд ждет. Но прежде чем он отправится в обратный путь, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались.
Ответы детей.
Звучит песня «Вот поезд наш едет».
Воспитатель: Ну, вот мы и в детском саду. На этом наше путешествие закончено.