Демиденко Валентина Петровна
МБДОУ детский сад №5 "Синичка"
Кемеровская область, город Белово
Воспитатель
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Прогулки с детьми осенью»
Средний возраст
Общение с природой воспитывает у ребёнка чувство прекрасного. Чтобы заинтересовать детей природой, дать им необходимые знания и воспитать правильное отношение к ней мы должны сами знать и любить родную природу. Многие дети посещают детские сады, где опытные воспитатели приобщают их к природе. Но и в этом случае положительных результатов можно достичь, если в семье будет поддержана работа детского сада. Вечером , в выходные дни, гуляя с детьми, родители могут продолжить знакомство детей с природой. Эти прогулки важны ещё и тем, что они сближают родителей с детьми, способствуют дружеских отношений, взаимопониманию. И так, дорогие родители, возьмите своих детей за руку и пойдите с ними на прогулку!
Начнём знакомство ребёнка с природой в чудесную пору осени. Осенью часто меняется погода. Вот и начните с наблюдения за погодой. Вначале осени солнце ещё ярко светит, небо ясное, голубое. Мама, выходя на улицу с ребёнком, говорит ему: «Сегодня солнышко светит, тепло подставь-ка руки солнышку». И ребёнок протягивает руки к тёплым лучам солнца. Вечером понаблюдайте где садится солнце и можно сделать вывод, что осенью путь солнца короче. Можно прочитать стихотворение:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день….
Ребёнок легко запомнит отрывок, так как он сам видит на прогулке то, о чём говорится в стихотворении.
Наиболее наглядные изменения происходят осенью в растительном мире. Расскажите, что осенью листья деревьев изменяют свой цвет. Обратите внимание, что у разных деревьев листья окрашиваются по- разному: от ярко-жёлтого, оранжевого до тёмно-красного. Детям нравится собирать опавшие разноцветные листья. Предложите собрать их в осенние букеты, только совсем разные: жёлтый, красный, коричневый. Спросите, какой букет больше нравится и почему? У всех ли деревьев одинаковые листья? Ваши вопросы помогут рассмотреть разнообразие форм и цвета листьев. Можно поиграть в игру «Найди от какого дерева этот лист» или наоборот- дайте ребёнку упавший лист и пусть он найдёт дерево, с которого он упал. Можно с прогулки принести листочки, разгладить их утюгом, и вместе с мамой или папой выполнить красивую аппликацию на листочке бумаги.
Поздней осенью, когда опадут все листочки, предложите детям походить по ним. Спросите: « Что ты слышишь?» Верно, листочки шуршат- ш-ш-ш.
Листопад, листопад
Листья жёлтые летят…
Когда веточки у деревьев будут без листьев, рассмотрите то место откуда росли листочки- там вы увидите маленькие почки: деревья не погибли, они сбросили ненужные листочки и готовятся к весне, закладывают почки с осени. Рассказывая о листопаде, подведите детей к сосне: « У сосны иголочки это те же листья, они на зиму такие и останутся, потому, что сосна не боится холода.
«А куда девались кузнечики, которые стрекотали в траве? Почему не видно божьих коровок?- спросит вас ребёнок?» Расскажите детям, что все жуки и бабочки спрятались в трещины стволов деревьев, в щели домов и заснули, так как им стало холодно. Соберите сухие листья и рассмотрите их: внутри вы увидите коконы – это зимует бабочка-боярышница. Это бабочка вредитель- она весной будет объедать почки, а потом и зелёные листочки. Можно предложить собрать такие листочки в пакет, чтобы весной они не ожили.
С каждым днём на прогулке становится всё холодней: часто дует порывистый ветер. Чтобы научить ребёнка определить есть ветер или нет, сделайте ему бумажный шарик с ниточкой. Спросите «Что с шариком?»- он крутится. « Почему он крутится?» - это дует ветер на шарик, поэтому он и крутится. В следующую прогулку дайте малышу вертушку и предложите малышу с ней побегать. Через некоторое время спросите: « Почему вертушка вертится?» - это дует ветер. Предложите ребёнку сделать флажок, чтобы определить есть ли ветер на улице. С более старшим ребёнком можно определить и силу ветра, наблюдая за деревьями. Слабый ветер колеблет ветки деревьев, а сильный – свистит около домов, качает небольшие деревья, самый сильный качает большие деревья и ломает ветки и сучья.
Осенью, гуляя на прогулке, можно наблюдать как улетают птицы в тёплые края. Расскажите ребёнку, что перед отлётом птицы собираются в большие стаи: они то стремительно поднимаются ввысь, то садятся на провода и щебечут, как бы разговаривая друг с другом. Вернувшись на это место через несколько дней, птиц вы уже не встретите. Ребёнок сам вам задаст вопросы: «Где птицы? Они улетели? Почему они улетели? А обратно они вернутся?» Не торопитесь отвечать, пусть он сам подумает и сделает выводы, задайте ему вопрос: «Чем питались птицы летом? Почему нет мошек ,жучков и комаров? Что это значит?» С помощью наводящих вопросов ребёнок сам вспомнит, что стало холодно, насекомые спрятались, поэтому и птицам есть нечего. Вот и ребёнку легко будет понять, почему птицы улетают в тёплые края, где много зелёных деревьев, где много корма. Первые улетают ласточки, стрижи, затем скворцы, грачи. Не забудьте рассказать, что птицы улетают обычно ночью, так им менее страшно, а дорогу они найдут и в темноте. Но не все птицы улетают в тёплые края. Спросите, какие птицы остались? Конечно же воробьи. Голубей дети тоже хорошо знают – гуляя на прогулке вы вместе их кормили не один раз. С наступлением холодов обратите внимание детей ,где есть деревья, в парках и скверах появились новые птицы: галки, вороны, сороки. Почему они прилетели к жилью человека? Объясните, что в лесу корма мало, поэтому они и переселились ближе к человеку, чтобы прокормиться долгую зиму. Осенью ещё не совсем голодно птицам, но необходимо ежедневно утром подсыпать корм для птиц, чтобы привлекать их к месту подкормки. Предложите ребёнку вместе сделать кормушку. Чтобы помочь птицам пережить зиму, заготовьте корм для птиц – это могут быть семена разных трав, арбузные, тыквенные, дынные семечки, различные крупы, ягоды калины, рябины, можжевельника. Старайтесь кормить птиц в одно и тоже время, а лучше всего утром- если корма в определённое время не будет, птицы исчезнут и прилетят только через несколько дней. Подкармливая птиц в течении осени и зимы, ребёнок привыкает заботиться о тех, кто слабее. И конечно же прочтите детям стихотворение :
ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ
ПУСТЬ СО ВСЕХ КОНЦОВ
К ВАМ СЛЕТЯТСЯ, КАК ДОМОЙ
СТАЙКИ НА КРЫЛЬЦО
СКОЛЬКО ГИБНЕТ ИХ НЕ –СЧЕСТЬ,
ВИДЕТЬ ТЯЖЕЛО,
А ВЕДЬ В НАШЕМ СЕРДЦЕ ЕСТЬ
И ДЛЯ ПТИЦ ТЕПЛО.
ПРИУЧИТЕ ПТИЦ В МОРОЗ
К СВОЕМУ ОКНУ,
ЧТОБ БЕЗ ПЕСЕН НЕ ПРИШЛОСЬ
НАМ ВСТРЕЧАТЬ ВЕСНУ.