Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

     Есть свой авторский материал? - опубликуйте его на нашем сайте и получите Свидетельство! (подробнее).

№ 3099 Педагогический совет «Особенности современных форм и методов работы в ДОУ по развитию связной речи дошкольников»

Опубликовано 26.10.2017

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №23»

 

Педагогический совет на тему:

 

«Особенности современных форм и методов работы в ДОУ по развитию  связной речи дошкольников»

 

                                                                                              Составитель: Миргородская Анна Сергеевна

Старший воспитатель

 

 

 Артемовский

 

Цель: повысить компетентность и успешность педагогов в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста; внедрить современные технологии по развитию связной речи дошкольников.

Задачи:

1. Привлечь внимание педагогов к проблеме развития речи детей.

2. Систематизировать знания педагогов об особенностях современных форм и методов  развития связной речи детей в ДОУ.

4. Активизировать деятельность педагогов.

Повестка:

  1. 1.     Доклад на тему: «Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста»
  2. 2.     Сообщения педагогов из опыта работы «Современные образовательные технологии для развития  связной речи дошкольников»  Чугаева Т.В., Менкаева Р.Д., Ильясова Д.А.
  3. 3.     Деловая игра для педагогов «Грамотей и умники». Дунаева Н.В.

Актуальность. 

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека.

Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.

Проблема развития связной речи издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.

Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития.

Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем таких, как:

- односложная, состоящая из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь) . Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

- бедность речи. Недостаточный словарный запас;

- замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач) , употребление не литературных слов и выражений;

- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно;

- неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!)

- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.;

 

         В настоящее время, в соответствии с Федеральными Государственными  Стандартами к структуре общеобразовательной программы дошкольного воспитания образовательная область «Речевое развитие» предполагает:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.

Условия успешного речевого развития

1.В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:

-  сотрудники побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;

-  сотрудники побуждают детей к речевому общению между собой.

2. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:

-  речь сотрудников четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;

-  в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

3. Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:

-  следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);

-  наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

4. Сотрудники обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:

-  сотрудники обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;

-  помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;

-  обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);

-  знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

5. Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:

-  учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;

-  учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

6. Сотрудники развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:

-  поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;

-  организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

8. Сотрудники создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:

-  стимулируют детей комментировать свою речь;

-  упражняют в умении планировать свою деятельность.

9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.

10. Сотрудники поощряют детское словотворчество.

 

Создавая такие условия мы должны знать и о современных образовательных технологиях:

Современные образовательные технологии

Здоровьесберегающие (пальчиковая гимнастика, артикуляционная, зрительная, физ.минутки, самомассаж ит.д.)

Игровые технологии ( настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры, игры с дидактическими игрушками (вкладыши, башенки), словесные игры и т.д.)

Метод наглядного моделирования ( мнемотехника)

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Технологии мнемотехники позволяют решать задачи развития всех видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно-логической); развитие образного и логического мышления( умение анализировать, систематизировать); развитие смекалки, тренировка внимания, развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, рассказах.

К методам наглядного моделирования относится мнемотехника.

Волкова Юлия Станиславовна  называет эту методику сенсорно-графическими схемами,

Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями,

Глухов В. П. – блоками-квадратами,

Большева Татьяна В – коллажем,

Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

 

Про Мнемотаблицы нам расскажет Чугаева Т.В.

Про коллаж Большовой нам расскажет Менкаева Р.Д.

Про схемы Ткаченко нам расскажет Ильясова Д.А.

 

Деловая игра

Грамотей и  Умники

  Ведущий напоминает правила игры:

Þ   уметь слушать других;

Þ   вырабатывать общее решение вопроса;

Þ   принимать активное участие в игре;

Þ   соблюдать культуру речи и тактичность;

Þ   придерживаться регламента.

 

часть. Игра «Ромашка»

Каждая команде по очереди отрывает лепесток ромашки на которой написан цифра. Ведущий читает вопрос и если команда отвечает правильно, то лепесток оставляет у себя, в конце игры можно посчитать количество заработанных лепестков каждой командой.

1.Назовите формы речи. (диалогическая и монологическая)

2.Какие умения развиваются в диалоге. (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)

3. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи. (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)

4.Ведущий прием обучения правильному произношению (образец воспитателя)

5.С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)

6.С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей диалогической речи? (младшая  группа)

7. Диалогическое общение, через которое расширяются,      систематизируются представления о предметах и явлениях, актуализируется личный опыт (беседа)

 8.Изложение прослушанного произведения (пересказ)

 9.То, что служит основой рассказа по памяти (опыт)

 10.Прием, используемый ребенком после рассказывания для уточнения. (вопрос)

 11.Разговор двоих или нескольких человек на тему связанную с какой-либо ситуацией (диалог)

 12.Прием, используемый в старших группах при пересказе литературных произведений (драматизация)

 13.Как называется основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. (сказка)

 14.Как называется речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог)

 15.Как называется короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью. (басня)

  16.Ритмичная труднопроизносимая фраза или несколько рифмующихся фраз с часто встречающимися одинаковыми звуками (скороговорка)

 

 

2 часть. Изобразите пословицу с помощью схемы

Команда придумывает пословицу, изображает ее в виде схемы, а команда соперников должна отгадать.

 

 

Памятка «Пять правил к проведению занятий с детьми»

1. Занятие – это совместная деятельность с ребенком, направленная на что-то интересное и полезное для его развития, не в форме школьного урока.

2. Основа индивидуально-ориентированного обучения – это разнообразная деятельность детей.

3. В конце занятия необходимо не только уточнять, что дети узнали, чему научились, но и выяснить, что ещё предстоит узнать.

4. Необходима связь занятий с повседневной жизнью, с субъективным опытом детей.

5. Важна цикличность: периодическое возвращение к уже пройденному, знакомому.