Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

     Есть свой авторский материал? - опубликуйте его на нашем сайте и получите Свидетельство! (подробнее).

№ 3259 Методическая разработка на тему: «Особенности овладения эмоционально-оценочной лексикой детьми дошкольного возраста»

Опубликовано 30.11.2017

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Рябинка»

 

Методическая разработка

на тему:

 

«Особенности овладения эмоционально-оценочной лексикой детьми дошкольного возраста»

 

           Телкова Д.Т.

 

 

Тайшет 2017

 

Особенности овладения эмоционально-оценочной лексикой детьми дошкольного возраста

 

Телкова Д.Т.

        

Оценки необходимы человеку для организации взаимодействия с предметным миром, с другими людьми, с обществом. В оценках достаточно полно отражаются и вместе с ними развиваются многие важные качества личности: нравственные, интеллектуальные, эмоциональные, морально-волевые, эстетические. В процессе оценивания формируются такие логические операции, как анализ, сравнение, обобщение, дети овладевают умениями связной речи.

Процедура оценивания связана с умением переводить когнитивное в словесный план, т.е. создавать оценочное высказывание. Как показывают исследования Н. Тихонова, Г. Любиной дети данным умением не владеют, это объясняется тем, что естественная речевая среда не обеспечивает ребёнка в достаточной степени ни средствами выражения оценки, ни представлением о структуре оценочного высказывания, поэтому оценки детей шести-семи лет очень категоричны и двухмерны: хорошо / плохо, нормально / ненормально, люблю / не люблю и т.п. Оценочные высказывания в речи детей отсутствуют.

Несмотря на то, что дети не владеют умением создавать оценочное высказывание, от них это умение востребуется уже в дошкольном возрасте, о чём свидетельствуют программы ДОУ, где в качестве частных умений, которыми необходимо овладеть ребёнку, называются следующие:

- оценивать свои поступки и поступки других детей;

- правильно оценивать результаты своей деятельности и деятельности товарищей;

- правильно понимать слова, выражающие моральную оценку, передавать своё отношение к поступкам героев художественных произведений.

Итак, значимость обучения детей шести-семи лет оценке и созданию оценочного высказывания обусловлена тем, что оценки необходимы человеку для организации почти любого акта взаимодействия с предметным миром, с другими людьми, с обществом.

В старшем дошкольном возрасте активно осваивается оценочная лексика. Это связано с формированием внеситуативно-личностного общения ребёнка со взрослым, с проявлением интереса к личности взрослого. Дети начинают употреблять слова, обозначающие личностные характеристики (честный, скромный, заботливый, чуткий и др.).

Педагог специально организует работу над данной категорией слов в интересах нравственного и речевого развития детей. Причём сначала берутся имена прилагательные, а уже на их основе – имена существительные (честность, скромность, чуткость, заботливость), поскольку значения первых конкретнее, чем значения вторых. Ориентиром для отбора таких слов могут быть словари (тезаурусы) наиболее частотных личностных черт. Так, наиболее частотными являются слова добрый, честный, правдивый, спокойный, общительный, ленивый, равнодушный, хитрый, умный, скромный, хвастливый. Большое значение для освоения эмоционально-оценочной лексики имеет анализ поступков литературных героев, их переживаний и настроения.

Приведем в пример вопросы воспитателя по содержанию литературных произведений, направленные на уточнение понимания детьми прилагательных с этическим значением. Первое произведение прочитано впервые, второе – хорошо знакомо детям.

Вопросы по сказке В. Осеевой «Заячья шапка»: Как называется в сказке заяц? (Хвастунишка, хвастливый.) За что его так назвали? (Хвастал: «Могу через сосну перепрыгнуть» и т.д.). За что назвали хвастунишкой сына охотника, когда он надел заячью шапку? Как назвали девочку подружки? («Экая хвастунишка») Как можно назвать зайца, мальчика и девочку, если они хвастаются? Какие они? Нравятся ли вам хвастунишки? Как к ним относятся люди? А как можно назвать нехвастливых людей? (скромными.)

Вопросы по «Рассказу о неизвестном герое» С. Маршака: Как можно назвать этого неизвестного героя? Какой он? (скромный). Как можно другими словами назвать неизвестного героя? (смелый, мужественный, настоящий герой),

В заключение делается вывод: нескромных, хвастливых людей не любят, а скромных уважают. Скромный не хвастает своими добрыми делами и поступками. Недаром в народе говорят: «скромность украшает героя»; «скромность каждому к лицу».

Наблюдения показывают, что дети редко используют в общении фразеологические обороты. В качестве средств обогащения речи детей фразеологизмами выступают образная речь окружающих взрослых и художественное слово. В беседах по содержанию литературных произведений, фольклорных произведений разных жанров следует обращать внимание на образные выражения, поощрять употребление их детьми в активной речи.

Прекрасным материалом в этом отношении являются пословицы и поговорки. Важно, чтобы смысл пословиц и поговорок объясняли детям в связи с жизненными ситуациями. Распространённой ошибкой в практике является заучивание пословиц и поговорок без их толкования. Слова, встречающиеся в пословицах и поговорках, нужно объяснять детям. Полезный для речевого развития детей приём – использование пословицы для раскрытия содержания художественного произведения. Он позволяет закрепить значения слов и углубить понимание идеи данного произведения. Например, можно использовать следующие пословицы:

«Что посеешь, то и пожнёшь» (к ненецкой сказке «Кукушка»); «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» (к сказке В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»); «Век живи – век учись» (к русской народной сказке «Крылатый, мохнатый да масленый»); «Как аукнется, так и откликнется» (к «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.

Для активизации словаря старших дошкольников широко используются разные приёмы работы с загадками: отгадывание готовых загадок и объяснение отгадки; придумывание загадок о предметах, различающихся и близких по внешнему виду. Интересны загадки-присказки. Отгадкой для них является последнее слово четверостишия, умышленно недосказанное. Это не только развивает словарь, но и вырабатывает у детей чувство рифмы. Вот примеры таких загадок-присказок.

* Я маленькая птичка, зовут меня… (синичка).

* Зимою она то, как пух, то тверда, летом её называют… (вода).

* Ты весь мир обогреваешь, и усталости не знаешь, улыбаешься в оконце, и зовут тебя все… (солнце).

* Обогнать друг друга рады, ты смотри, дружок, не падай! Хороши тогда, легки быстроходные… (коньки).

Важнейший метод словарной работы – составление рассказов детьми. В связной речи вырабатываются навыки употребления слов в сочетании с другими, с учётом контекста.

Словарная работа на занятиях должна сочетаться с активизацией слов в разных видах деятельности, в широкой речевой практике.

Целесообразно использовать такие методы и приёмы, как:                                                                                                                        

1. чтение, краткая беседа о прочитанном, работа над оценочной лексикой, которая характеризует поступки литературных героев;

2.специальные игры и упражнения, направленные на обогащение эмоционального опыта детей и развитие соответствующего словаря: например, «Облака», «Назови, Не ошибись», «Маски» и др.

3. беседы с детьми на нравственные темы (основная речевая задача – обогащение  эмоционально-оценочной лексики);

4. знакомство старших дошкольников с фразеологизмами, пословицами и поговорками, содержащими слова из оценочной лексики, работа над значением этих слов;                                                                                                                                   

5. рассматривание сюжетных картинок, анализ действий персонажей, их переживаний и настроения; отражение воспринятого в высказываниях;                                                                              

6.  слушание музыки, определение её настроения, выражение своих эмоций по поводу услышанного в речи.