Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад п. Селезнево»
(МБДОУ «Детский сад п. Селезнево)
Инновационный проект на тему:
«Огород на окне»
образовательная область «Познавательное развитие"
подготовительная к школе группа
СКАЧАТЬ (презентация)
СКАЧАТЬ (приложение)
Приготовили и провели
воспитатели
Скворцова Т.А
Казарбина Л.Ю
П.Селезнево
2016
Проект: краткосрочный.
Вид проекта: познавательный, творческий.
Продолжительность: 1 месяц.
Участники проекта:
-дети подготовительной к школе группе «Гномики», педагоги; родители.
Возраст детей: 6 – 7 лет.
Цель проекта:
Формирование экологических представлений детей об овощных культурах (огурцах) и зернобобовых культурах (горох) в процессе выращивания из семян.
Задачи проекта:
Обучающие задачи:
1.Познакомить с историей огурца, гороха
2. Расширять и систематизировать знания детей об овощных культура (огурцах), зернобобовых культурах (горох): строение, польза, уход за ними.
3. Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
4. Учить наблюдать изменения в развитии и роста растений.
5. Углублять знания об условиях, необходимых для роста семян (земля, свет, тепло, вода).
6. Учить выполнять индивидуальные поручения, и коллективные задания.
Развивающие задачи:
1. Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности.
2. Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди садят, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.
3. Формировать представление о выращивании растений из семян.
4.Формировать умение договариваться с пом. воспитателя о распределении работы, ответственное отношение к порученному заданию.
5.Закреплять знания детей об условиях, необходимых для роста растения; 6.Развивать речь детей, активизировать словарь (корень, посадить, углубление, условия).
7. Разъяснять значимость труда.
8. Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать интерес к уходу за растениями ; накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растущим растениям.
2.Воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослых и детей.
3. Воспитывать желание добиваться результата, чувство ответственности за участие в общем деле.
4. Воспитывать уважительное взаимоотношение ребенка к взрослым.
Актуальность проблемы:
Среди ассортимента овощных культур, выращиваемых в нашей стране, особое место занимают огурцы. Широкое распространение этой овощной культуры объясняется, прежде всего, традиционными особенностями питания народа, высокими вкусовыми качествам плодов, идущих в пищу как в свежем, так и в переработанном виде. Самый верный способ получить экологически чистый продукт – это вырастить самому.
Данная работа актуальна тем, что выращивание растений из семян и наблюдение за ними – очень увлекательный и познавательный процесс. Наблюдение за всеми фазами развития растения от прорастания семечка до появления первых цветов или плодов – волшебство природы в действии. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастет полноценное растение. Так возникла тема нашего исследования «Где родился огурец, помидор?»
Краткое описание проекта:
Проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста, реализуется на протяжении месяца. В проекте используются все методы обучения: словесные, наглядные, практические. В проекте предоставлено перспективное планирование по теме, конспекты занятий, серии разработанных наблюдений, игровой, а также самостоятельной и творческой деятельности детей.
Ожидаемые результаты:
1. Формирование у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний в процессе познавательно-исследовательской деятельности выращивание растений из семян.
2. Развитие познавательных и творческих способностей.
3. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
4.У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.
Способы оценки:
Опыты, наблюдения, беседы.
Реализация проекта:
«Огород на окне»
В подготовительной к школе группе «Гномики»
В повседневной жизни детей педагоги обратили внимание на то, что дети не все и не всегда с желанием выполняют поручения или дежурят в природном уголке. Многие дети полив цветы, не хотят убирать за собой лейки, не протирают пыль на листьях цветов. На вопрос воспитателя «Почему вы не доводите начатое дело до конца?» - отвечали «Уже протирали», «Я не люблю ухаживать за цветами», «Можно завтра до поливаю»
На вопрос воспитателя: - Нужны ли нам растения, и приносят- ли они пользу?
Одни дети ответили: Что растения должны расти на улице. Другая часть детей сказали, что растения красивые, но от них пользы мало.
Воспитатели предложили обсудить это вместе все группой. Следующие вопросы:
-Что мы знаем о растениях
- Что нового можем узнать?
-Как мы сможет получить новые знания?
Все ответы записывались в таблицу, На первый вопрос дети отвечали самостоятельно, на второй по наводящим вопросам воспитателей, на третий вопрос в основном предлагали педагоги, дети дополняли.
Этапы реализации проекта
1-й этап : подготовительный
сбор информации, материалов по теме;
организация предметно- развивающей среды
разработка цикла наблюдений, занятий;
беседы;
2-й этап: реализационный:
реализация мероприятий перспективного тематического планирования (непосредственная образовательная деятельность по теме, цикл наблюдений, опыты, творческая деятельность).
этап: итоговый:
выставка детских работ;
презентация проекта.
создание альбома
Перспективное планирование:
№
|
Мероприятия |
Цели |
Сроки |
Ответственные |
|
1 этап – подготовительный. |
|||||
1. |
Беседа с родителями «Огород на окне» |
Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта |
1-я неделя |
Воспитатели,родители . |
|
2. |
Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования. |
Создать условия для реализации проекта «Огород на окне». |
1-я неделя |
Воспитателиродители
|
|
3. |
Консультация для родителей «Исследовательская деятельность в детском саду» |
Просвещать родителей по данной теме. |
1-я неделя |
Воспитатели |
|
2 этап – основной. |
|||||
4. |
Рассматривание книг, иллюстраций о растениях, беседы. |
Вызвать интерес к растениям, желание Рассматривание книг, иллюстраций о растениях заботиться о них. Беседы о происхождении семян. |
2-я неделя |
Воспитателиродители.
|
|
5. |
Занятие «Посев семян помидор, перцев и огурцов для выращивания рассады» |
Вызвать у ребят желание самим вырастить растения из семян. |
2-я неделя |
Воспитатели |
|
6. |
Практическая деятельность: посадка помидор,перцев, огурцов, лука. |
Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры. |
2-я неделя |
Воспитатели |
|
7. |
Труд в уголке природы |
Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла) |
2-я неделя |
Воспитатели |
|
8. |
Занятие «Овощной суп» (рисование) |
познакомить со значением овощи, фрукты в жизни человека.
|
2-я неделя |
Воспитатели |
|
9. |
Дидактическая игра «Узнай на вкус» |
Упражнять детей в различении свежих, соленых, сырых и вареных овощей. |
2-я неделя |
Воспитатели |
|
10. |
Дидактическая игра «Что сначала, что потом?» |
Развивать понимание простых причинно-следственных отношений. |
3-я неделя |
Воспитатели |
|
11. |
Занятие «Фрукты и овощи» (лепка) |
Продолжать лепить с натуры знакомые предметы (фрукты, овощи, передавая их характер особенности). |
3-я неделя |
Воспитатели |
|
12. |
Опыт – наблюдение за ростом помидор, перцев, огурцов, луком. |
Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающей рассады гороха и огурцов. |
3-я неделя |
Воспитатели |
|
13. |
Наблюдение за формированием цветка и плода |
Про учить детей замечать изменения в росте и развитии растений .должать |
3-я неделя |
Воспитатели |
|
14 |
Итоговая беседа Высадка в открытый грунт (Огород на окне переносится на участок детского сада) |
Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на участке сада и необходимых условиях для дальнейшего роста огурца, помидора, перца, лука |
3-я неделя |
Воспитатели |
|
3 этап – заключительный. |
|||||
15 |
Обработка и оформление материалов проекта, фотографий |
Создание презентации опыта работы |
4-я неделя |
Воспитатели |
|
16 |
Подбор стихотворений, поговорок, загадок об огурце, помидоре перцев и лука |
Создание альбома «Стихи, загадки, поговорки об огурце», представление полученных знаний |
4-я неделя |
Воспитатели, дети, родители |
|
17. |
Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации |
|
4-я неделя |
Воспитатели |
|
|
Анализ результативности |
|
4-я неделя |
Воспитатели |
|
Работа с родителями:
1.Беседа с родителями «Огород на окне».
2.Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для огорода на окне.
3.Подбор стихов, загадок, пословиц, потешек про огурец, помидор , перец и лук для оформления альбома.
4.Консультация для родителей «Исследовательская деятельность детей в детском саду».
Художественно- продуктивная
Рисование на тему: «Овощной суп».
Лепка на тему: ««Фрукты и овощи»».
Игровая деятельность
Подвижные игры «Собери все предметы»,«Собираем урожай»,«Сад и огород»
Дидактические игры "Овощи и фрукты,«Проложи дорожку»,«Четвёртый лишний»,Чудесный мешочек»,«Что сначала, что потом?»,«Узнай на вкус».
Беседы с детьми:
«Для чего растению семена?»,«Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью»,«Горох, чечевица, соя – родственники»,«Овощи»
Чтение и разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок, песен о горохе и огурцах(чтение художественной литературы).Песня «Витамины» Филиппенко.
Вывод:
В ходе работы по проекту у детей формировалось экологическое представление об овощных культурах (огурцах) и зернобобовых культурах (горох).
Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, определяют условия, необходимые для роста и развития растений.
В процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.
Важно знать и правильно подобрать семена для посева в комнатных условиях. Применять натуральное удобрение. Выбирать правильное время посева семян и хорошо за ними ухаживать. Проводить исследования нам понравилось, поэтому в следующем году мы хотим вырастить другие овощные культуры в комнатных условиях.
Итог проекта: В ходе работы по проекту дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития. У детей сформированы знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени.
Предполагаемый результат:
Участвовать в проведении опытов, экспериментов.
Знать и называть части гороха, огурца;
Определять на ощупь, по вкусу и узнавать по описанию;
Составлять описательные рассказы о горохе. огурцах используя опорную схему;
Знать, как растут горох, огурцы, где, как за ними ухаживать.
О полезных свойствах, время сбора урожая и как заготавливают на зиму.
По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:
В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
Дети увидели многообразие посевного материала.
Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
В группе был создан огород на окне.
Дети стали более уважительно относиться к труду.
Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.
Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».
Материалы и средства: Художественная литература о овощах: потешки о горохе. огурцах; стихи о горохе Кирилл Авдеенко,Р. Бикметова, О. Шалимова, Н. Горюнова, Л. Буртан,Е. Евсеева) , о огурцах (М. Борина , Н. Лебедева , Е. Груданов , Н. Маслей , С. Бахрушина ).Стихипро семена ( С.Ранджелович),загадки, пословицы, рассказ Н.Носова" Огурцы", сказка Альберта Иванова «Раз — горох, два — горох».беседа по картине "Сельскохозяйственные работы в полях" и т.д., иллюстрации с изображением гороха и огурца, конспекты НОД, консультация для родителей, бумага, кисти, краски, салфетки.
Список используемой литературы:
1.Зенина Т.Н. «Циклы наблюдений за объектами природы» Старший дошкольный возраст. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2009
2.Зенина Т.Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами». Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2008
3.Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду». – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001
4.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие.-М.: Издательский центр «Академия», 2001
5.Николаева С.Н. Система работы с детьми в подготовительной группе детского сада. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010
6.Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду .- Волгоград: Учитель,2011
7. Ресурсы Интернета
8.http://sad72.tomsk.ru/index.php/novosti/22-news1.html
9.http://maminsait.ucoz.ru/publ/5-1-0-1013
10.http://www.numama.ru/blogs/ko
11.http://detskiychas.ru/zagadochki/zagadki-goroh/
12.http://ostrovok.de/p/vatroll/azbuka-v-stihah-o-ogurets.html
13.http://www.maam.ru/detskijsad/stihi-pro-semena.html
14.http://www.babylessons.ru/zagadki-pro-ovoshhi-gorox/
15.http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-goroh.html
16.http://www.moi-detsad.ru/konsultac/konsultac2323.html
17.http://www.poetomu.ru/publ/zhurnal/pitanie/kakie_vitaminy_est_v_ogurcakh/8-1-0-178
18.http://food-opt.ru/lib/spravochnik/186080
19.http://nsportal.ru/detskii-sad/razvitie-rechi/ovoshchi-i-frukty
20.http://mir-vospitatelei.ru/news/konspekt_zanjatija_po_lepke_v_podgotovitelnoj_gruppe_na_temu_zima/2014-04-20-279
21.http://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/proekt-gde-rodilsya-ogurec
22.http://rodnaya-tropinka.ru/ovoshhi-besedy-s-malen-kimi-det-mi-l-k-shleger/
23.http://vopros1.ru/lektsii/uroki/konspekt-zanyatiya-po-risovaniyu-v-podgotovitelnoi-gruppe-ovoshhnoi-sup/
24. http://www.maam.ru/detskijsad/zanjatie-razvlechenie-sobiraem-urozhai-dlja-podgotovitelnoi-grupy.html