Глухих Ольга Ивановна
МБДОУ "Детский сад №259 комбинированного вида", г. Красноярск
Воспитатель
Образовательная деятельность
«Для чего в лесу деревья, звери, ягоды, грибы?»
Форма: Театрализованная игра.
Цель: формирование у детей представления о взаимодействии живого в лесу, о цепочках питания как закономерном природном процессе.
Задачи:
- Актуализировать представление детей о взаимодействии в экосистеме «Лес» растений, животных и факторов неживой природы на уровне частных и обобщенных понятий.
- Сформировать представление о пищевой зависимости обитателей леса. Учить выстраивать пищевые цепочки в лесу.
- Воспитывать гуманное экологически целесообразное отношение детей к природе.
- Развивать и поддерживать активность, инициативность и самостоятельность в поисковой деятельности.
Планируемый результат: дети составляют пищевые цепочки и объясняют, для чего они нужны.
Материалы: карточки с изображением животных, растений, птиц, насекомых, живущих в лесу ( лучше по несколько одинаковых экземпляров ), натуральные предметы и муляжи : ягоды, орехи, грибы, мед, щавель, желуди; бечевки для дидактической игры «пищевые цепочки», стрелки для составления пищевых цепочек, фланелеграфы, пособие «Напоминающие знаки», модели неживой природы (солнце, воздух, вода).
Предварительная работа: чтение сказки Б. Заходера «Про Всех На Свете», выполнение задания к этой сказке по книге «Экологические сказки» (19).разучивание песни «Про Всех На Свете». Чтение: В. Танасийчук «Цепочки в лесу», «Невидимые весы» (30), Л. Толстой «На что нужны мыши?». Проведение бесед по теме «Некоторые сведения из жизни животных» (материалы из книги Л.П. Молодовой «Игровые экологические занятия с детьми») (19).
Ход образовательной деятельности.
- Воспитатель предлагает детям вспомнить встречу Лесовичка и Домовичка. Где они встретились? (в городе). О чем говорили? (о порядках в городе и в лесу). Что узнал Домовичок об этажах леса? Чем закончилась встреча Домовичка и Лесовичка? (Лесовичок пригласил Домовичка в гости к себе в лес). Беседа по материалам занятия «Этажи леса». Воспитатель говорит о том, что как раз сегодня Домовичок собрался в гости. Обращает внимание детей на «лесную полянку». Там Лесовичок накрывает стол для гостя – раскладывает шишки, орехи, ягоды, грибы, щавель, мед, черемшу.
Лесовичок.
Красит спозаранку
Солнце край небес,
Скатерть-самобранка
Расстилает лес.
Хватит угощенья
У него для всех:
Сладкие коренья,
Мед, грибы, орех.
В это время входит Домовичок. Он идет неуверенно, озирается по сторонам.
Лесовичок –« Здравствуй, Домовичок! Я очень рад тебя видеть. Хорошо, что ты выбрался ко мне в гости! Проходи, располагайся, я сейчас тебя буду угощать».
Домовичок – « Здравствуй, Лесовичок… Ой, как мне страшно! Я пока к тебе шёл, чуть не умер от страха… Темно у тебя в лесу, фонарей нет, все шуршит, шевелится. Съест меня кто-нибудь в твоем лесу. Попаду на обед к какому-нибудь хищному зверю!»
Лесовичок – « Да не бойся ты, трусишка! Смотри, как тебя лесные житель встречают, сколько вкусного принесли!»
Домовичок (рассматривает стол, удивляется, кто же это принес такое угощение).
Лесовичок ( обращается к детям и предлагает определить, кто из лесных жителей, что принес)
(Дидактическая игра «Кто что принес?»)
Домовичок – « А я все равно боюсь! Вот сейчас только за стол сяду – из-за куста кто-нибудь и выскочит!»
Лесовичок – « Не бойся! У меня в лесу все живут по правилам, и никто ни на кого просто так не кидается. Ты посиди, послушай и посмотри, а мы тебе все объясним».
Воспитатель предлагает детям посмотреть на разложенные картинки с изображениями растений, животных, птиц, насекомых, живущих в лесу. Дает первое задание: « Выбрать все карточки с изображение растений и поместить их на фланелеграф» (растения должны быть изображены с плодами и семенами). Примерный перечень растений: сосна, ель, рябина, берёза, осина, кедр, ягодные кустарники, цветущие растения, мох, грибы, и т.д.)
Проверив правильность выполнения задания, воспитатель дает второе задание: «Найти животных, которые питаются этими растениями, и поместить их на другой фланелеграф». К этой группе относятся: гусеницы, жуки, пчелы, бабочки, травоядные животные, мыши, зайцы, олени, лоси, кабаны и т.д.
Третье задание: « Найти животных, которые питаются теми, кто расположен на втором фланелеграфе». Здесь: насекомоядные птицы, ежи, лисы и другие мелкие хищники.
Четвертое занятие: «Поместить на фланелеграф изображения животных – хищников, которые охотятся на более мелких зверей и птиц». Это: волки, рыси, медведи, хищные птицы.
Воспитатель делает вывод: растения «кормят» насекомых и мелких животных, насекомые и мелкие животные «кормят» более крупных животных, а они в свою очередь «кормят» хищников. Все сыты? А кто же накормит растения?
Дети вспоминают, что нужно для роста и развития растения. Помещают на фланелеграф модели солнца, воды, света, воздуха.
Воспитатель говорит о том, что можно составить маленькие «цепочки питания» для отдельных животных. Показывает образец: цветок – бабочка – синица – сова», «кедр – орехи – белка – куница».
Воспитатель предлагает каждому ребенку составить свою цепочку. После выполнения задания, он вместе с детьми проверяет правильность выполнения, дети объясняют пищевую зависимость животных друг от друга.
Вопросы детям:
Кто останется голодным, если пропадут все насекомые?
Кто останется голодным, если исчезнут деревья?
Кто останется голодным, если пропадут цветы?
Детям объясняют, к чему приведет нарушение цепочки. Воспитатель предлагает Домовичку построить свои «пищевые цепочки». Пока он их строит, дети с воспитателем играют в игру « Пищевые цепочки» с бечевками.
- Воспитатель предлагает детям подумать, можно ли включить в «пищевые цепочки» человека. Дети выдают свои версии. Затем воспитатель говорит о том, что человек – самый сильный, он может попасть в любую часть цепочки. Но человек не только самый сильный, но и самый умный, он никогда не будет просто так нарушать жизнь растений и животных.
Вопросы детям:
Как может человек использовать растения и лес? (ягоды, грибы, дрова, лекарственные растения, мед и т.д.)
А что он будет делать, чтобы не навредить растениям?
Какие напоминающие знаки нам подскажут? (дети выбирают соответствующие знаки: не руби деревья, не ломай ветки, не повреждай кору, не вырывай ягодные кустики с корнем, не сбивай ногами ядовитые грибы, не жги костры, не оставляй мусор в лесу).
А как человек может использовать животных леса? (мясо, рога, меха, змеиный яд и т.д.)
Воспитатель. Заниматься охотой на зверей и птиц могут только охотники или лесничие. Это люди, которые знают правила охоты и имеют на это разрешение. Те, кто занимается охотой без разрешения, называются браконьерами. Давайте найдем напоминающие знаки, которые подсказывают нам правила общения с животными.
- Далее воспитатель обращается к Домовичку, спрашивая, понял ли он, что в лесу все живут по правилам и правила эти никто не нарушает; что в лесу все друг другу нужны, все полезны. Домовичок соглашается.
Воспитатель предлагает детям спеть песенку, которая называется
«Про всех на свете»
Все – все, все
На свете
На свете нужны.
И мошки
Не меньше нужны,
Чем слоны.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед,
Кто делает яд.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников –
Злых и свирепых.
Плохие дела
У кошки без мышки.
У мышки без кошки
Не лучше делишки.
Да если мы с кем-то
Не очень дружны
Мы все-таки очень
Друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это конечно,
Ошибкой окажется.
Все – все, все
На свете
На свете нужны.
И это все дети
Запомнить должны!!!
(Б. Заходер).
Ход образовательной деятельности:
Этапы деятельности |
Содержание |
Комментарии |
Мотивационно-побудительный этап
|
Мотивационно-побудительный этап. Воспитатель предлагает детям вспомнить таких персонажей как Лесовичок и Домовичок. Их встречу и обсуждение вопросов о порядках в городе и в лесу. Для чего нужна взаимосвязь в природе, для чего в лесу деревья, звери, ягоды, грибы?. |
Дети вспоминают о чем говорили Лесовичек и Домовичек. |
Основной этап
|
Воспитатель приглашает детей отправится вместе с Домовичком в гости к Лесовичку. Обыгрывание ситуации героями. Воспитатель предлагает игру. Задание №1. Из разложенных картинок выбрать растения и разместить на фланелеграф. Задание №2. Выбрать из разложенных картинок животных, которые питаются растениями и разместить на другой фланелеграф. Задание №3. Выбрать из разложенных картинок животных, которые питаются теми, кто расположен на втором фланелеграфе. Задание №4. Разместить на фланелеграф изображения животных – хищников, которые охотятся на более мелких зверей и птиц. |
На ковре изображена полянка леса с накрытым столом. На столе угощения леса: шишки, орехи, ягоды, грибы, мед, щавель, черемша.
Герои обсуждают с детьми угощения, безопасность и правила поведения в лесу.
Воспитатель дает задания разложить картинки по секторам на фланелеграфе. |
Рефлексивный этап
|
Воспитатель вместе с героями и детьми садится в круг, обсуждают и закрепляют правила поведения в лесу, подводят итог что в лесу все друг другу нужны и все полезны. Делятся впечатлениями, обсуждая происходившее с ними во время игры. |
- Были ли трудности при выполнении заданий? - Где и как могут пригодиться полученные знания? |