Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

     Есть свой авторский материал? - опубликуйте его на нашем сайте и получите Свидетельство! (подробнее).

№ 3245 «Для чего в лесу деревья, звери, ягоды, грибы?»

Опубликовано 26.11.2017

Глухих Ольга Ивановна
МБДОУ "Детский сад №259 комбинированного вида", г. Красноярск
Воспитатель

Образовательная деятельность

 «Для чего в лесу деревья, звери, ягоды, грибы?»

 

Форма: Театрализованная игра.

Цель: формирование у детей представления о взаимодействии живого в лесу, о цепочках питания как закономерном природном процессе.

Задачи:

  1. Актуализировать представление детей о взаимодействии в экосистеме «Лес» растений, животных и факторов неживой природы на уровне частных и обобщенных понятий.
  2. Сформировать представление о пищевой зависимости обитателей леса. Учить выстраивать пищевые цепочки в лесу.
  3. Воспитывать гуманное экологически целесообразное отношение детей к природе.
  4. Развивать и поддерживать активность, инициативность и самостоятельность в поисковой деятельности.

Планируемый результат: дети составляют пищевые цепочки и объясняют, для чего они нужны.

Материалы: карточки с изображением животных, растений, птиц, насекомых, живущих в лесу ( лучше по несколько одинаковых экземпляров ), натуральные предметы и муляжи : ягоды, орехи, грибы, мед, щавель, желуди; бечевки для дидактической игры «пищевые цепочки», стрелки для составления пищевых цепочек, фланелеграфы,  пособие «Напоминающие знаки», модели неживой природы (солнце, воздух, вода).

Предварительная работа: чтение сказки  Б. Заходера «Про Всех На Свете», выполнение задания к этой сказке по книге «Экологические сказки» (19).разучивание песни «Про Всех На Свете». Чтение: В. Танасийчук «Цепочки в лесу», «Невидимые весы» (30), Л. Толстой «На что нужны мыши?». Проведение бесед по теме «Некоторые сведения из жизни животных» (материалы из книги Л.П. Молодовой  «Игровые экологические занятия с детьми») (19).

 

Ход  образовательной деятельности.

  1. Воспитатель предлагает детям вспомнить встречу Лесовичка и Домовичка. Где они встретились? (в городе). О чем говорили? (о порядках в городе и в лесу). Что узнал Домовичок об этажах леса? Чем закончилась встреча Домовичка и Лесовичка? (Лесовичок пригласил Домовичка в гости к себе в лес). Беседа по материалам занятия «Этажи леса». Воспитатель говорит о том, что как раз сегодня Домовичок собрался в гости. Обращает внимание детей на «лесную полянку». Там Лесовичок накрывает стол для гостя – раскладывает шишки, орехи, ягоды, грибы, щавель, мед, черемшу.

 

Лесовичок.

Красит спозаранку

Солнце край небес,

Скатерть-самобранка

Расстилает лес.

Хватит угощенья

У него для всех:

Сладкие коренья,

Мед, грибы, орех.

В это время входит Домовичок. Он идет неуверенно, озирается по сторонам.

Лесовичок –« Здравствуй, Домовичок! Я очень рад тебя видеть. Хорошо,  что ты выбрался ко мне в гости! Проходи, располагайся, я сейчас тебя буду угощать».

Домовичок – « Здравствуй, Лесовичок… Ой, как мне страшно! Я пока к тебе шёл, чуть не умер от страха… Темно у тебя в лесу, фонарей нет, все шуршит, шевелится. Съест меня кто-нибудь в твоем лесу. Попаду на обед к какому-нибудь хищному зверю!»

Лесовичок – « Да не бойся ты, трусишка! Смотри, как тебя лесные житель встречают, сколько вкусного принесли!»

Домовичок (рассматривает стол, удивляется, кто же это принес такое угощение).

Лесовичок ( обращается к детям и предлагает определить, кто из лесных жителей, что принес) 

 

(Дидактическая игра «Кто что принес?»)

 

Домовичок – « А я все равно боюсь! Вот сейчас только за стол сяду – из-за куста кто-нибудь и выскочит!»

Лесовичок – « Не бойся! У меня в лесу все живут по правилам, и никто ни на кого просто так не кидается. Ты посиди, послушай и посмотри, а мы тебе все объясним».

Воспитатель предлагает детям посмотреть на разложенные картинки с изображениями растений, животных, птиц, насекомых, живущих в лесу. Дает первое задание: « Выбрать все карточки с изображение растений и поместить их на фланелеграф» (растения должны быть изображены с плодами и семенами). Примерный перечень растений:  сосна, ель, рябина, берёза, осина, кедр, ягодные кустарники, цветущие растения, мох, грибы, и т.д.)

 

Проверив правильность выполнения задания, воспитатель дает второе задание: «Найти животных, которые питаются этими растениями, и поместить их на другой фланелеграф». К этой группе относятся: гусеницы, жуки, пчелы, бабочки, травоядные животные, мыши, зайцы, олени, лоси, кабаны и т.д.

Третье задание: « Найти животных, которые питаются теми, кто расположен на втором фланелеграфе». Здесь: насекомоядные птицы, ежи, лисы и другие мелкие хищники.

Четвертое занятие: «Поместить на фланелеграф изображения животных – хищников, которые охотятся на более мелких зверей и птиц». Это: волки, рыси, медведи, хищные птицы.

Воспитатель делает вывод: растения «кормят» насекомых и мелких животных, насекомые и мелкие животные «кормят» более крупных животных, а они в свою очередь «кормят» хищников. Все сыты? А кто же накормит растения?

Дети вспоминают, что нужно для роста и развития растения. Помещают на фланелеграф модели солнца, воды, света, воздуха.

Воспитатель говорит о том, что можно составить маленькие «цепочки питания» для отдельных животных. Показывает образец:  цветок – бабочка – синица – сова», «кедр – орехи – белка – куница».

Воспитатель предлагает каждому ребенку составить свою цепочку. После выполнения задания, он вместе с детьми проверяет правильность выполнения,  дети объясняют пищевую зависимость животных друг от друга.

Вопросы детям:

Кто останется голодным, если пропадут все насекомые?

Кто останется голодным, если исчезнут деревья?

Кто останется голодным, если пропадут цветы?

Детям объясняют, к чему приведет нарушение цепочки. Воспитатель предлагает Домовичку построить свои «пищевые цепочки». Пока он их строит, дети с воспитателем играют в игру « Пищевые цепочки» с бечевками.

  1. Воспитатель предлагает детям подумать, можно ли включить в «пищевые цепочки» человека. Дети выдают свои версии. Затем воспитатель говорит о том, что человек – самый сильный, он может попасть в любую часть цепочки. Но человек не только самый сильный, но и самый умный, он никогда не будет просто так нарушать жизнь растений и животных.

Вопросы детям:

Как может человек использовать растения и лес? (ягоды, грибы, дрова, лекарственные растения, мед и т.д.)

А что он будет делать, чтобы не навредить растениям?

Какие напоминающие знаки нам подскажут? (дети выбирают соответствующие знаки: не руби деревья, не ломай ветки, не повреждай кору, не вырывай ягодные кустики с корнем, не сбивай ногами ядовитые грибы, не жги костры, не оставляй мусор в лесу).

А как человек может использовать животных леса? (мясо, рога, меха,  змеиный яд и т.д.)

 

Воспитатель. Заниматься охотой на зверей и птиц могут только охотники или лесничие. Это люди, которые знают правила охоты и имеют на это разрешение. Те, кто занимается охотой без разрешения, называются браконьерами. Давайте найдем напоминающие знаки, которые подсказывают нам правила общения с животными.

  1. Далее воспитатель обращается к Домовичку, спрашивая, понял ли он, что в лесу все живут по правилам и правила эти никто не нарушает; что в лесу все друг другу нужны, все полезны. Домовичок соглашается.

Воспитатель предлагает детям спеть песенку, которая называется

«Про всех на свете»

Все – все, все

На свете

На свете нужны.

И мошки

Не меньше нужны,

Чем слоны.

Нужны все на свете!

Нужны все подряд –

Кто делает мед,

Кто делает яд.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников –

Злых и свирепых.

Плохие дела

У кошки без мышки.

У мышки без кошки

Не лучше делишки.

Да если мы с кем-то

Не очень дружны

Мы все-таки очень

Друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это конечно,

Ошибкой окажется.

Все – все, все

На свете

На свете нужны.

И это все дети

Запомнить должны!!!

(Б. Заходер).

 

 

 

 

                       Ход образовательной деятельности:

 

Этапы деятельности

Содержание

Комментарии

Мотивационно-побудительный этап

 

Мотивационно-побудительный этап.

Воспитатель предлагает детям вспомнить таких персонажей как Лесовичок и Домовичок. Их встречу и обсуждение вопросов о порядках в городе и в лесу. Для чего нужна взаимосвязь в природе, для чего в лесу деревья, звери, ягоды, грибы?.

 

Дети вспоминают о чем говорили Лесовичек и Домовичек. 

Основной этап

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель приглашает детей отправится вместе с Домовичком в гости к Лесовичку.

Обыгрывание ситуации героями.

Воспитатель предлагает игру.

Задание №1. Из разложенных картинок выбрать растения и разместить на фланелеграф.

Задание №2. Выбрать из разложенных картинок животных, которые питаются растениями и разместить на другой фланелеграф.

 Задание №3. Выбрать из разложенных картинок животных, которые питаются теми, кто расположен на втором фланелеграфе.

Задание №4. Разместить на фланелеграф изображения животных – хищников, которые охотятся на более мелких зверей и птиц.

На ковре изображена полянка леса с накрытым столом. На столе угощения леса: шишки, орехи, ягоды, грибы, мед, щавель, черемша.

 

Герои обсуждают с детьми угощения, безопасность и правила поведения в лесу.

 

Воспитатель дает задания разложить картинки по секторам на фланелеграфе.

Рефлексивный этап

 

Воспитатель вместе с героями и детьми садится в круг, обсуждают и закрепляют  правила поведения в лесу, подводят итог что в лесу все друг другу нужны и все полезны. Делятся впечатлениями, обсуждая происходившее с ними во время игры.

- Были ли трудности при выполнении заданий?

- Где и как могут пригодиться полученные знания?