Бачуринская Галина Ивановна
МБДОУ "ЦРР - Детский сад №178" Чувашская республика, город Чебоксары
Воспитатель
Конспект занятия в средней группе «Особенная вода»
Цель: продолжать знакомить детей с основными свойствами воды
Задачи:
- ознакомить детей со свойствами воды;
- уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни;
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;
- развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;
- стимулировать самостоятельное формулирование выводов;
- воспитывать бережное отношение к воде;
- воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра.
Оборудование: карточки с загадками; емкости для воды, зеркало, мерная ёмкость с водой, камешки, ложки, Пищевые красители разных оттенков, прозрачные стаканчики, мерные ложечки, Мячик, стаканчики пустые, с горячей и холодной водой, кусочки льда, две пробирки (в одной из которых налита неочищенная вода), бумажный фильтр, уголь, воронка. Сундучок, мыло, зубная щетка, зубная паста, мочалка. Сказочный персонаж - Чебурашка, домовой Кузя.
Ход работы:
Воспитатель: Ребята сегодня по дороге в детский сад я встретила Чебурашку, он был очень расстроенный.
Я спросила почему и он рассказал мне о том, что они с Геной К играли в школу. Гена был учителем и попросил Чебурашку рассказать о воде и её свойствах.
А Чебурашка ничего об этом не знает. Я пригласила его к нам в детский сад и обещала, что мы ему поможем.
Воспитатель: Поможем ребята?
Дети: Да
Звучит музыка журчания ручья.
Воспитатель: Ребята послушайте и определите, что это за звуки?
Дети: Это звуки воды.
Воспитатель: Правильно. Это журчит ручей.
Воспитатель: А где мы с вами чаще всего встречаем воду?
Дети: В кране.
Воспитатель: Давайте поиграем с Чебурашкой
Дети стоят врассыпную. Воспитатель вместе с ребятами произносит текст и показывает движения. Дети повторяют движения.
Физкультминутка
Капля первая упала – кап!
И вторая побежала – кап!
Мы на небо посмотрели –
Капельки – кап-кап запели,
Намочились наши лица,
Мы их вытирали.
Ну а туфли посмотрите –
Мокрыми все стали.
Плечами дружно поведём, И все капельки стряхнём,
От дождя убежим, под кусточком посидим.
Воспитатель: Давайте познакомим Чебурашку с водичкой?
Дети: Давайте.
Стук в дверь. В гости к детям и Чебурашке приходит домовой Кузя.
Опыт №1 «Как вода отражает предметы?»
Кузя приходит в гости к ребятам с испачканным лицом. Взрослый предлагает детям найти у домового Кузи изменения во внешнем виде: «Ребята, что случилось с Кузей? Как ему можно помочь? Какой предмет помогает нам следить за своим внешним видом? (Зеркало). А как помогает вода?»
Воспитатель: «Вода отмывает грязь. А ещё вода обладает свойствами зеркала. Давайте поиграем с водой. Какая вода? (Прозрачная, чистая). Пусть Ваня наклонится немного над тазиком и посмотрит на воду. Что можно увидеть в тазике с водой?( Своё отражение). На что оно похоже? (На тёмное пятно). Если Ваня будет двигаться в сторону, как будет меняться отражение? (В воде отражение будет двигаться). Почему мы видим своё отражение в воде?» (Вода прозрачная).
Вывод. «Вода как зеркало отражает в себе предметы».
Опыт №2 «Как вытолкнуть воду?»
Домовой Кузя: «Мне грустно, потому что у меня совсем нет игрушек; одни только камушки. А как с ними играть?»
Воспитатель: « Давайте развеселим Кузю с помощью новой игры. Для этой игры нужны только вода и камушки».
Вопросы: «Сколько я налила воды в банку? Полностью ли банка наполнена водой? (Нет, банка наполнена на половину). Как сделать, чтобы вода дошла до краёв банки? (ответы детей).
Воспитатель предлагает погружать в банку камушки разной величины. Вопросы: « Что происходит с водой? ( Она поднимается ). Почему вода поднимается? (Потому что мы кладём в воду камушки).
Вывод. «Вода в ёмкости поднимается при погружении в неё предметов».
Опыт №3 «Как окрасить воду?»
Домовой Кузя обращается к детям с просьбой о помощи: «Ребята, летом я видел очень красивую радугу. И мне захотелось её нарисовать. Только вот беда - я не знаю никаких цветов. Может, вы научите меня различать и правильно называть цветовые оттенки?»
Воспитатель: «Конечно, Кузя, ребята не оставят тебя в беде. А поможет нам снова волшебница вода. Давайте расскажем Кузе, как с помощью воды можно получить разные оттенки (ответы детей). Вода приобретает цвет растворенной в ней краски. Сегодня мы будем окрашивать воду и получать цветовые оттенки с помощью пищевых красителей.
Обследовательские действия: « В один стаканчик с водой я положу одну ложку красного красителя, в другой стаканчик с водой я положу две ложки красного красителя. Что произошло с красителем в воде? (Он растворяется в воде). Что произошло с водой? В какой цвет окрасилась вода в обоих стаканчиках? (В красный). Одинаковые или разные оттенки воды в стаканчиках? (Разные). Почему? В каком стаканчике вода светлее, а в каком темнее? В стаканчике, где больше красителя, вода темнее. В стаканчике, где меньше красителя, вода светлее».
Вывод. «Воду можно окрашивать пищевыми красителями. Чем больше красителя, тем ярче окраска воды».
Опыт №4 «Определяем температуру воды».
Домовой Кузя предлагает детям поиграть в игру «Холодный, тёплый, горячий».
Воспитатель: «Если я бросаю вам мяч и говорю «холодный мяч», вы должны назвать предмет, который всегда бывает холодным. На фразу «горячий мяч» надо назвать предметы, которые бывают горячими».
Кузя: «Ребята, а что может быть и холодным, и горячим, и тёплым? (ответы детей). Давайте сегодня поиграем с водой и узнаем, как вода изменяет свою температуру».
Вывод. «Вода бывает тёплой, холодной и горячей. При переливании разной воды изменяется её температура».
Воспитатель: Молодцы, ребята, мы хорошо с вами поработали, а теперь я предлагаю вам, Чебурашке и домовому Кузе немного отдохнуть и поиграть в П/и «Дождик и солнышко»
«Солнышко» - дети шагают
«Дождик» - приседают и над головой делают крышу (ладошки вместе)
Воспитатель: Много мы рассказали Чебурашке о воде, давайте теперь поможем отгадать ему загадки про воду:
1. Белая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако.)
2. Кто плывет по небосводу
В черной шапке до бровей?
Кто по небу носит воду?
Подскажите, поскорей! (Туча)
3.В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать – на землю падает опять (капелька)
А кто знает, о чем эта загадка?
Дети: О воде.
Воспитатель: :Ребята, для чего людям вода?
Дети: Людям нужна вода, чтобы ее пить, готовить пищу, стирать, умываться
Воспитатель: Правильно. Людям требуется очень много воды.
Воспитатель: Зачем нам нужна чистая вода? (пить, мыть руки, лицо, купаться, мыть овощи и фрукты, мыть посуду, делать уборку и т. д.)
Игра «Чудесный сундучок».
Воспитатель предлагает на ощупь угадать, что у неё лежит в сундучке, зачем нужен этот предмет. (Мыло, зубная щетка, зубная паста, мочалка)
Воспитатель: А для чего нужны эти предметы
Дети: следить за собой мыть руки с мылом, чистить зубу и т.д.
Воспитатель: Молодцы ребята нужно обязательно мыть руки с мылом. А еще ребята как вы думаете, нужно ли беречь воду?
Дети: Да, нужно закрывать кран, не засорять водоёмы и т.д.
Воспитатель: Загрязненная вода вредна и для здоровья человека. Ребята, сегодня я покажу, как можно очистить воду в домашних условиях.
Для того, чтобы очистить воду мне понадобится: две пробирки (водной из которых налита неочищенная вода, бумажный фильтр, уголь, воронка. В пустую пробирку, вставляется воронка, в эту воронку вставляется бумажный фильтр. На дно бумажного фильтра положить активированный уголь. После этого через бумажный фильтр и активированный уголь льем неочищенную воду, таким образом, мы воду очищаем (отфильтровываем). В пустой пробирке появляется очищенная вода.
Чебурашка и домовой Кузя, прощаются с детьми и благодарят за то, что они помогли им узнать много интересного.
И дарят детям угощение.