Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

     Есть свой авторский материал? - опубликуйте его на нашем сайте и получите Свидетельство! (подробнее).

№ 2729 Преемственность в работе логопеда и воспитателя. Использование режимных моментов в коррекции речи заикающихся детей

Опубликовано 28.06.2017

Зубарева Ольга Васильевна

МБДОУ ДС № 37
Пензенская область, г. Кузнецк

воспитатель

Преемственность в работе логопеда и воспитателя. Использование режимных моментов в коррекции речи заикающихся детей 

 

(из опыта работы воспитателя Зубаревой О.В.)

В логопедической группе с заикающимися детьми я работаю 10 лет .

 В логопедические группы для детей с заиканием принимаются дети, имеющие помимо основного дефекта – заикание,  недоразвитие звуковой и смысловой сторон речи. Одним из условий успешного преодоления речевого дефекта у детей является тесное взаимодействие в коррекционном процессе логопеда и воспитателя.

При ведущей роли логопеда в коррекционном процессе по преодолению заикания у детей, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы, важны и тесно связаны с задачами логопеда. Это:

  • закрепление навыков речи без заикания;
  • развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;
  • совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики; освоение артикуляционных упражнений, развивающих подвижность артикуляционного аппарата;
  • закрепление и автоматизация произношения поставленных логопедом звуков;
  • закрепление, уточнение и активизация отработанного логопедом лексического материала на занятиях по развитию речи, других занятиях, в режимных моментах;
  • закрепление сформированных логопедом грамматических категорий;
  • формирование диалогической и монологической форм связной речи;
  • обучение взаимодействию и общению со взрослыми и сверстниками;
  • коррекция общего и речевого поведения;
  • развитие памяти, внимания, мышления.

Поэтому я  активно участвую в коррекционном процессе, способствую устранению речевого дефекта и нормализации психики детей. В своей работе руководствуюсь общедидактическими принципами системности и последовательности, индивидуального подхода.

Принцип системности и последовательности предполагает адаптацию содержания, методов и приёмов деятельности воспитателя к требованиям, предъявляемым задачами конкретного этапа логопедического воздействия. Определение содержания каждого этапа обусловлено представлением о речи как системе, усвоение элементов которой протекает взаимосвязано и в определённой последовательности. При устранении заикания дети последовательно овладевают навыками самостоятельной речи без заикания. При этом осуществляется формирование правильного произношения, развитие фонематического восприятия, совершенствование лексико-грамматического строя речи. Учитывая последовательность этапов по коррекции речи на логопедических занятиях, я подбираю для своих занятий доступный детям речевой материал, который содержит доступные детям по сложности формы речи и усвоенные ими звуки и, по возможности, исключаю ещё не изученные.

От этапа к этапу меняются также методы и приёмы работы воспитателя. Так, на начальном этапе на первый план выступают наглядные и практические методы и приёмы, как наиболее доступные детям с заиканием. Поскольку выполнение действий или опора на наглядность при продуцировании высказываний облегчают речь детей и способствуют предотвращению появлению запинок.

Принцип индивидуального подхода предполагает учёт речевых и  индивидуально-типологических особенностей у детей. Это объясняется наличием различия в структуре и тяжести речевого дефекта и неодновременностью его преодоления на логопедических занятиях. Кроме того у детей с заиканием наблюдается различная степень выраженности особенностей внеречевых процессов и деятельности. Поэтому, осуществляя принцип индивидуального подхода, я должна знать и учитывать особенности речевой и внеречевой деятельности детей в коррекционной работе.

Отличительной особенностью фронтальных занятий воспитателя в логопедической группе для детей с заиканием является то, что, кроме обучающих, развивающих, воспитательных задач, передо мной стоят и коррекционные задачи.

В начале учебного года проводится обследование поступивших детей. Логопед в ходе обследования выясняет уровень доступной ребенку речи, состояние его лексико-грамматической и звуковой сторон речи. А воспитатель отмечает степень сформированности общей и мелкой моторики, умений и навыков изодеятельности, фиксирует особенности внеречевых процессов (повышенную возбудимость, импульсивность, неустойчивость внимания, трудности переключения внимания, снижение работоспособности, быструю истощаемость).

В это же время воспитатель в группе создает условия, при которых дети пользуются речью в ограниченном объеме. По окончании обследования воспитатель и логопед делятся друг с другом результатами обследования. Это помогает более полно представить личность заикающегося ребенка и выбрать оптимальные пути коррекционного воздействия.

Коррекционное воздействие осуществляется на занятиях. Воспитатель обязательно присутствует на занятиях логопеда, делает записи. Отдельные элементы логопедического занятия я включаю в свои занятия по развитию речи и в вечернюю работу.

Во второй половине дня я работаю, согласуясь со своей сеткой занятий, по закреплению произносимых навыков и развитию речи.

Во время режимных моментов, самообслуживания, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях я осуществляю также коррекционную работу, значимость которой в том, что она предоставляет возможность практики речевого общения детей и закрепления речевых навыков в их жизнедеятельности.

Я  создаю условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей:

  • организовываю и поддерживаю речевое общение детей на занятиях, вне занятий;
  •  побуждаю внимательно, слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний;
  • создаю ситуации общения;
  • формирую у детей навыки самоконтроля и критического отношения к речи;
  • организовываю игры на развитие звуковой культуры речи;
  • привлекаю внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове;
  • провожу работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти;
  • привлекаю внимание к интонационной стороне речи.

Я провожу занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим с учётом лексических тем; пополняю и активизирую словарный запас детей, используя для этого режимные моменты; контролирую звукопроизношение и грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними.

Логопед на фронтальных занятиях знакомит детей с материалом по изучаемой теме, упражняет их в правильной речи и отрабатывает с ними материал по произношению, звуковому анализу, знакомит детей с определёнными лексико-грамматическими категориями. Логопед руководит работой воспитателя по расширению, уточнению и активизации словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи. Я при планировании занятий руководствуюсь методическими указаниями логопеда.

Процессы закрепления навыка правильной речи без заикания, правильного произношения и овладения лексико-грамматической стороной речи является объектом пристального внимания воспитателя в течение всего пребывания ребёнка в группе.

Вся работа по коррекции речи детей с заиканием осуществляется в 4 этапа. На каждом из этапов осуществляется преемственность в работе логопеда и воспитателя.

В ходе коррекционной работы я, прежде всего, закрепляю навыки правильной речи, формированием которых занят, прежде всего, логопед. Я же начинаю работу по уточнению и расширению словаря детей и продолжаю её совместно с логопедом, тем самым, обеспечивая необходимую базу для эффективной логопедической работы.

При работе над каждой темой логопед знакомит детей с названиями предметов, действий, признаков. В ходе подробного рассматривания предметов, учит их выделять их основные части, признаки, действия с ними; упражняет в практическом словоизменении, словообразовании; описании предметов, сравнении двух однородных предметов. Начинает работу над пониманием грамматического значения слова, категориального значения частей речи (значение предметности, процесса, признака), над образованием новых слов с помощью суффиксов и приставок.

Я участвую в работе по активизации словаря, отрабатываю лексический материал и определённые словосочетания, веду работу по обогащению словарного запаса детей по лексическим темам. Продолжаю работу по указанию логопеда над совершенствованием грамматического строя речи.

На последующих этапах ведется работа над связной речью (пересказ, составление рассказов, драматизация, заучивание стихов, поговорок, текстов по теме), закрепляется навык речи без заикания. С этой целью я разучиваю с детьми стихи и систематически обучаю детей рассказыванию по картине, по серии картинок, пересказу коротких рассказов, составлению рассказов из личного опыта.

Взаимосвязь между логопедом и воспитателем осуществляется в процессе речевой работы, при чётком разграничении их функций. Решая общие задачи, не тот, ни другой не подменяют друг друга.

Кроме занятий и игр, в режиме дня имеется ряд благоприятных моментов для организации правильного речевого общения без заикания: одевание детей после сна и на прогулку, раздевание перед сном и после прогулки, умывание перед каждым приемом пищи, наблюдения за явлениями в природе, окружающей жизни и живом уголке, дежурства, экскурсии внутри детского сада. Все эти моменты непосредственно связаны с какими-то реальными объектами, по поводу которых можно организовать разговор с детьми и формировать правильную речь без заикания.

Важное значение при этом имеет организация детей в момент общения. Детей целесообразно расположить так, чтобы они видели и слышали друг друга, чтобы дети могли участвовать в разговоре. Необходимо научить детей выполнять все действия без лишнего шума, вслушиваться в. речь взрослых и ответы товарищей, отвечать организованно, когда спросят, и о том, о чем спросят, не перебивать товарищей.

Большое значение придается речи взрослых. Речь воспитателя должна быть спокойной, без раздражения, вопросы четко сформулированные, без лишних слов, с соблюдением пауз между вопросом и ответом ребенка, Т.е. давать время на обдумывание ответа, выбор слов, говорить в нормальном темпе.

Так, во время одевания или раздевания детей, я разговариваю с ними о том, что они надевают или снимают, какого цвета одежда, из какого материала она сшита и т. д.

Во время дежурства по столовой я привлекаю внимание детей к посуде, которую расставляют на стол, рассматривают и называют ее форму, окраску, рисунок, материал, из которого она сделана, количество ее на столе.

I период обучения характеризуется ограничением речи у детей. Я слежу за соблюдением режима молчания. Дети обучаются общению жестами, мимикой, прослушиванию образцовой замедленной речи педагога; воспитывается внимание к речи. Большую роль в этом играют упражнения на развитие моторики, голоса, дыхания, упражнения на расслабление. Данные упражнения сопровождаются и речью, и движениями. Дети быстро овладевают спонтанной речью. Заученная речь является одним из методов в коррекции речи заикающихся детей. Данные упражнения развивают не только речь, но и координацию движений.

Дети слушают воспитателя и выполняют движения. Позднее дети заучивают текст упражнения и проговаривают вместе с воспитателем, одновременно выполняя движения.

В I период обучения дети знакомятся с темой" ОСЕНЬ". На всех занятиях идет речь об овощах, фруктах, деревьях, листве, грибах, о животных и т. д. Поэтому в режимные моменты я включаю игры, упражнения, связанные с этой темой. Дети закрепляют названия известных предметов, знания признаков осени, уточняют строение предметов, форму, цвет, расширяют словарь (в начале в пассиве, а позднее активный словарь).

Дети заучивают текст или повторяют за воспитателем. На каждую строчку четверостишия выполняется движение (дует ветер нам в лицо ... - дети показывают движением рук на себя; закачалось деревцо ... - ребята покачиваются из стороны в сторону и т.д.)

На таких упражнениях хорошо прослеживается сопряжено-отраженная речь (речь детей хором совместно с воспитателем), которая допускается в начале I периода обучения детей.

В I периоде обучения, выполняя требование логопеда (сопряженно-отраженная речь), характерны такие хороводные и подвижные игры, как: " Есть у нас огород", "Сорви плод и положи в корзинку", "По лесной дорожке бегут чьи- то ножки", " У медведя во бору" и др.

Я часто прибегаю к игровым приемам, сообразуя их выбор с коррекционной задачей и с речевым режимом данного периода, чтобы продолжить линию коррекционного воздействия в свободное от занятий время.

Широко использую дидактические игры. Они преследуют не только образовательные цели, но и несут в себе воспитательное значение. Дидактические игры развивают такие качества как сосредоточенность, внимание, умение быстро сообразить, вспомнить, точно ответить и т. д. На первых порах, когда самостоятельная речь детей ограничена, я использую такие игры, как: " Подбери по цвету", " Угадай, что это", " Угадай, что изменилось", " Принеси  игрушку, которую я попросила" и др.

 

Одна из задач, которая решается в детском саду, состоит в воспитании у заикающихся детей культурно-гигиенических навыков. С первых дней пребывания в детском саду я приучаю детей мыть руки перед каждым приемом пищи, после посещения туалета; умываться после ночного и дневного сна; приводить себя в порядок. Детей обучают пользоваться столовыми приборами ложкой, вилкой, бумажной салфеткой и т. д.

Умывание как один из режимных моментов. В первые месяцы обучения в качестве безречевых упражнений я использую русские народные песенки. 

Водичка, водичка,

Умой моё личико

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

К концу I периода некоторым детям становятся доступны ответы, одним словом без заикания. И тогда процесс умывания может сопровождаться беседой в вопросно-ответной форме. Я ставлю конкретные вопросы и учу детей точно отвечать на них. 

Большую роль в детском саду играют подвижные игры детей.

Они совершенствуют основные движения детей, повышают жизнедеятельность, воспитывают дружеские чувства, смелость, ловкость, координированность.

Наряду с этим, особое значение приобретает воспитание выдержки у заикающихся детей, самоконтроля, четкости реакций, умения точно выполнять правила игры, дети учатся поступать справедливо.

 

На II этапе заикающиеся дети учатся пользоваться простейшей самостоятельной ситуативной речью. Они отвечают на мои вопросы коротко (одним словом) или подробно (простая фраза), точно по смыслу, формулируют самостоятельно более или менее подробные ответы, подбирают простейшие варианты ответов. Все виды работы над речью проводятся с помощью вопросов при наличии наглядной опоры и способствуют логичности, точности и лаконичности ответа. Большое значение в разговорной речи придается упражнению заикающихся в подборе разных слов на один вопрос, т. е. вариативному использованию словаря.

Чтобы максимально загрузить детей речью во внеурочное время, нам приходится обговаривать все режимные моменты, используя различные виды работы со словом : знакомство с новыми словами (понятиями), уточнение ранее усвоенных, разнообразные упражнения в словообразовании.

Большая роль в коррекционно-воспитательной работе с заикающимися детьми отводится сюжетно- ролевым играм. Именно в данных играх при исполнении ребенком той или иной роли формируются положительные привычки поведения, творческая инициатива, способность самостоятельно создавать замысел игры, согласовывать друг с другом свои действия.

Л. С. Выготский подчеркивал, что именно в игре ребенок может отказаться от непосредственного импульса, координируя свое поведение, каждый свой поступок с игровыми правилами.

Умелое обогащение игры и правильное руководство ею со стороны воспитателя помогает ребенку вести себя в соответствии со взятой на себя ролью. Благодаря моим пояснениям одни заикающиеся учатся умерять избыточную порывистость и стремление подавлять инициативу остальных детей, другие — робкие, несмелые быть активнее, держаться свободнее. Во время сюжетно-ролевой игры дети упражняются в простейшей самостоятельной ситуативной речи.

На последующих этапах обучения эти игры проводятся иначе. На роль ведущего можно назначить ребенка, имеющего более высокий уровень свободной речи. Когда дети начинают свободно пользоваться контекстной речью, сюжетно - ролевые игры становятся еще более самостоятельными. Расширение знаний детей по той или иной теме способствует усложнению содержания игры. Все игровые моменты протекают с использованием самостоятельной речи детей.

III этап развития и коррекции речи, так же как и первые два, характеризуется замедленным темпом речи детей и взрослых. Большое внимание уделяется работе над интонацией и выразительностью речи. Речь детей сопровождается движением рук, туловища, головы жестами.

Дети должны научиться отвечать без заикания на вопросы воспитателя словосочетаниями и короткими фразами, распространенной фразой с опорой на наглядность. Ребята упражняются в вариативном построении фразы, т. е. подбирают на один вопрос несколько ответов, характеризующих предмет с разных сторон. Пользоваться уменьшительно - ласкательными суффиксами для образования новых слов.

Все вышеуказанные задачи я решаю не только на занятиях, но и в режимных моментах. На данном этапе обучения и воспитания продолжается также планирование игр и упражнений на координацию движений, общее мышечное расслабление, а также на развитие моторики, дыхания и голоса.

В первой половине дня я провожу с детьми игры-драматизации: "Зверюшки-похвалюшки", "По лесной дорожке бегут чьи-то ножки " и др. Текст упражнений и игр дети или заучивают, или повторяют за воспитателем. 

У заикающихся детей возникают затруднения при необходимости соблюдать определенную последовательность действий. Для формирования этой способности я пользуюсь каждым подходящим случаем, давая те или иные поручения. 

 

Во внеурочное время я с детьми рассматриваю иллюстрации и игрушки с целью составления связного рассказа с помощью вопросов.

В заключение необходимо отметить, что при ведущей роли логопеда в коррекционном процессе по преодолению заикания у детей, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы, важны и тесно связаны с задачами логопеда.

Я активно участвую в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта и нормализации психики проблемного ребёнка в целом. В своей работе я руководствуюсь общедидактическими принципами.

Отличительной особенностью моих фронтальных занятий в логопедической группе является то, что, кроме обучающих, развивающих, воспитательных задач, передо мной стоят и коррекционные задачи.

 

Список использованной литературы:

1. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-пресс, 2001.

2. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997.

3. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996.

4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.

5. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. – М., 1992.

6. Гусарова Н.Н. Беседы по картинке: Времена года. – СПб., 1998.

7. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.

8. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичёва Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.

9. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи: Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР («Осень», «Зима», «Весна», «Человек: я, моя семья, мой дом, моя страна»). – М.: Гном и Д, 2000-2001.

10. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. – М.: Гном и Д, 2001.

11. Колесникова Е.В., Телышева Е.П. Развитие интереса и способности к чтению у детей 6-7 лет. – М., 1998.

12. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 2002.

13. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Гаркуша Ю.Ф. – М.: Секачев В.Ю., 2000.

14. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991.

15. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001.

16. Нищева Н.В. Развивающие сказки. – СПб., 2002.

17. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб., 1997.

18. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. – СПб., 1999.

19. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. Дубровиной И.В.- М., 1999.

20. Филичёва Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М., 1987.

21. Филичёва Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург,1996.

22. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М., 2000.

23. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 1983.