муниципальное казенное дошкольное учреждение города Новосибирска
«Детский сад № 3 общеразвивающего вида «Радуга детства»
ПРИНЯТО |
УТВЕРЖДАЮ: |
на Педагогическом совете |
Заведующий МКДОУ д/с № 3 |
№___ от _____________ 2017 г. |
__________________ Кухтерина А.В. |
|
Приказ № ____ от «___» ___ 2017г. |
Программа кружка по тестопластике "Хлебосол"
Руководитель:
Воспитатель первой категории
Албатовская Оксана Валентиновна
г. Новосибирск
ПРОГРАММА
Система обучения в детском саду строится таким образом, чтобы подготовить детей к следующей ступени жизни, согласно возрасту ребенка, и в дальнейшем, подготовке к школе. Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Это целенаправленный процесс, организованный в единой системе и отвечающий требованиям всестороннего и гармоничного развития ребенка.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ученые утверждают, что дошкольный период развития человека один из наиболее важных и ответственных. Уже в этот период жизни у детей возникает потребность и стремление постигать мир и себя в этом мире. Самые любимые занятия дошкольников – это лепка и рисование. Сначала дети познают мир чувственным образом, затем мир раскрывается на листе бумаги в процессе рисования.
Лепка – процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой над мягким пластическим материалом.
Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Лепка – полезное занятие для пальчиков, так как развитие мелкой моторики рук у детей напрямую связано с развитием речи и мышления. Работа с тестом – это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположенные в мышцах) – это маленькие, чуткие исследователи, особые воспринимающие устройства, с помощью которых дети ощущают мир вокруг себя. На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые связаны с центрами головного мозга, влияющими на формирование речи человека. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно, ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим. Самое важное и ценное заключается в том, что занятия лепкой из соленого теста, наряду с изобразительным искусством (раскрашиванием готовых изделий), развивает ребенка эстетически. Раскрашенные изделия выглядят керамическими. Экологическая чистота и безвредность материала позволяет широко использовать его в работе с детьми.
Занятие лепкой является одной из начальных форм художественного воспитания детей. Всему, что так необходимо ребенку в школе: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению; развитию ловкости рук и точности глазомера; овладению технологическими операциями и, прежде всего, творческому подходу к любой работе – поможет тестопластика.
АКТУАЛЬНОСТЬ ЛЕПКИ ИЗ ТЕСТА
- на занятиях в кружках дети учатся планировать свою работу, реализовывать воображаемые идеи в реально существующие объекты;
- создание трехмерных объектов развивает пространственное мышление;
- во время работы ребенок также учится синхронизировать работу обеих рук, а при лепке точных деталей улучшается их мелкая моторика;
- в подобном творческом процессе хорошо развивается сенсорная чувствительность, восприятие цвета, формы, фактуры и т.д.;
- получив и освоив начальные навыки, ребенок готов к самостоятельному творчеству, в процессе которого замечательно развивается фантазия малыша;
- в кружках нет обязательной программы, ребенок выполняет только то, что ему по силам;
- по той же причине занятия могут проводиться в форме игры;
- заинтересованный в конечном результате ребенок гораздо легче учится усидчивости и концентрации, чем при выполнении скучных упражнений по обведению кружочков в прописях;
- свободное общение во время занятий в кружке дает предпосылки к коллективному творчеству;
- само по себе тесто является теплым, экологически чистым, легко стирающимся и доступным материалом.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
- Ø - Развитие познавательных способностей ребенка;
- Ø - Развитие творческих способностей и художественного вкуса;
- Ø - Создание условий, необходимых для психологического комфорта;
- Ø - Помощь детям в осознание и развитии своей индивидуальности и самореализации.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- Ø - Обогащать и расширять художественный опыт дошкольников;
- Ø - Обогатить предметно-развивающую среду группы, способствующую проявлению творческой активности детей;
- Ø - Развитие творческого воображения;
- Ø - Развитие восприятия;
- Ø - Развивать мелкую моторику пальцев;
- Ø - Развитие сенсомоторных качеств;
- Ø - Воспитание интереса к лепке;
- Ø - Формирование у детей потребности к саморазвитию и самосовершенствованию.
ПРИНЦИПЫ:
v От простого к сложному.
v Связь знаний, умений с практикой.
v Доступность.
v Системность знаний.
v Воспитывающая и развивающая направленность.
v Активность и самостоятельность.
v Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Методические рекомендации по организации ИГР – занятий
При организации игр-занятий, воспитателю необходимо помнить следующие правила:
1. Не мешать ребенку творить.
2. Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнавать новое.
3. Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.
4. Начинать с самого простого, доступного задания, постепенно усложняя его
5. Поддерживать инициативу детей.
6. Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех ребенка.
Функции тестопластики:
ü Коррекционно-развивающая - развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т.д.).
ü Обучающая - расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.
ü Коммуникативная - развитие умения позитивного общения и сотрудничества.
ü Релаксационная - преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения.
ü Воспитательная - развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.
Форма работы: Совместная деятельность детей и педагога.
Срок проведения: 1 5 сентября – 15 мая
Периодичность занятий: 1 раз в неделю
Форма организации: подгрупповая
Длительность занятий: 30-40 минут
Место проведения кружка: групповая комната
Структура занятия:
- Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры).
- Рассматривание образца.
- Объяснение, показ приемов лепки.
- Лепка детьми.
- Физкультурная пауза.
- Доработка изделия из дополнительного материала.
- Рассматривание готовых работ.
Ожидаемый результат работы кружка:
- Дети научатся изображать предметы, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов.
- Дети научатся использовать все многообразие усвоенных способов и приемов.
- Дети научатся объединять созданные предметы в коллективную композицию.
- У детей появится устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
Дети освоят следующие приемы лепки:
- раскатывание круговыми и прямыми движениями;
- соединение в виде кольца;
- расплющивание;
- прищипывание краев формы;
- оттягивание отдельных частей от основной формы;
- лепка из нескольких частей;
- сглаживание поверхности формы;
- вдавливание для получения полой формы;
- использование стеки.
СПОСОБЫ ЛЕПКИ:
Конструктивный – лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе).
Скульптурный – из целого куска. Превращая его в фигуру.
Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.
Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.
Лепка на форме – использование готовых форм под основу.
Материалы для работы:
v - Краски, чтобы раскрасить высушенные работы. Можно использовать гуашь или акриловые краски.
v - Цветная бумага для изготовления клювиков, хвостиков, плавничков.
v - Проволока для изготовления усиков.
v - Ленточка, если захочется завязать бантик на шее кота или мишки.
v - Доска, покрытая фольгой, - это рабочее место.
v - Скалка для раскатывания теста ровным слоем.
v - Стека, чтобы разрезать тесто, делать надрезы и рисовать необходимые полосы, например, прожилки на листиках.
v - Кисточка, смоченная водой, склеивает отдельные части соленого теста (как клей склеивает бумагу), а также разглаживает неровности на поверхности.
v - Тонкая палочка делает проколы, отверстия, служит стеблем для растений. Понадобится для нанесения рисунка.
v - Формочки удобны для вырезания теста.
v - Влажная тряпочка, чтобы вытирать руки.
Рецепт соленого теста:
- 2 стакана муки;
- 1 стакан соли;
- 3/4 стакана воды.
При замешивании теста вместе с водой можно добавить 2-3 столовые ложки клея ПВА или растительного масла.
Неиспользованное тесто хранить в целлофановом пакете в холодильнике.
Советы:
- - При соединении двух деталей из соленого теста место присоединения нужно смазывать мокрой кисточкой – так детали будут лучше держаться.
- - Высушивать изделия можно на батарее, в духовом шкафу (под присмотром взрослых) или на солнышке, летом.
- - После окончания работы тщательно вымойте руки с мылом, досуха вытрите их и смажьте растительным маслом.
Список литературы:
- Хоменко В.А. Соленое тесто шаг за шагом;
- Антипова М.А. Учимся лепить из соленого теста. Волшебные поделки своими руками. – Ростов н/Д, 2010.
- Макарова М.К. Фигурки из соленого теста.- Харьков 2015г.
- Лыкова И., Грушина Л. Мукосольки. Поделки из соленого теста.- 2012г.
- Лыкова И.А. Соленое тесто в семье, детском саду и начальной школе.- Москва 2014г.
- Скребцова Т.О. Соленое тесто: лепим поделки и сувениры –Ростов. 2009г.
- Ленгина Ю. Картины из теста. -Ростов-на –Дону 2015г.
- Ращупкина С.Ю. Соленое тесто. Поделки,игрушки, сувениры, панно, фоторамки. -Москва 2011г.