Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

     Есть свой авторский материал? - опубликуйте его на нашем сайте и получите Свидетельство! (подробнее).

№ 2634 Программа кружка по тестопластике "Хлебосол"

Опубликовано 01.06.2017

муниципальное казенное дошкольное учреждение города Новосибирска

«Детский  сад  № 3 общеразвивающего вида «Радуга детства»

 

ПРИНЯТО 

УТВЕРЖДАЮ:

на Педагогическом совете                                                        

Заведующий МКДОУ д/с № 3

№___ от _____________        2017 г.                                      

__________________ Кухтерина А.В.                                                    

 

Приказ № ____  от «___» ___      2017г.

 

 Программа кружка по тестопластике "Хлебосол"

                                                                                                                   Руководитель:

                                                                                                                  Воспитатель первой категории

                                                                                                            Албатовская Оксана Валентиновна

                                                

г. Новосибирск

ПРОГРАММА

Система обучения в детском саду  строится  таким образом, чтобы  подготовить детей к следующей ступени жизни, согласно возрасту ребенка,  и в дальнейшем,  подготовке к школе. Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Это  целенаправленный процесс, организованный в единой системе и отвечающий  требованиям  всестороннего  и гармоничного развития ребенка.

                            ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Ученые утверждают, что дошкольный период развития человека один из наиболее важных и ответственных. Уже в этот период жизни у детей возникает потребность и стремление постигать мир и себя в этом мире. Самые любимые занятия дошкольников – это лепка и рисование. Сначала дети познают мир чувственным образом, затем мир раскрывается на листе бумаги в процессе рисования.

          Лепка – процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой над мягким пластическим материалом.
         Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Лепка – полезное занятие для пальчиков, так как развитие мелкой моторики рук у детей напрямую связано с развитием речи и мышления. Работа с тестом – это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположенные в мышцах) – это маленькие, чуткие исследователи, особые воспринимающие устройства, с помощью которых дети ощущают мир вокруг себя. На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые связаны с центрами головного мозга, влияющими на формирование речи человека. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно, ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим. Самое важное и ценное заключается в том, что занятия лепкой из соленого теста, наряду с изобразительным искусством (раскрашиванием готовых изделий), развивает ребенка эстетически. Раскрашенные изделия выглядят керамическими. Экологическая чистота и безвредность материала позволяет широко использовать его в работе с детьми.
        Занятие лепкой является одной из начальных форм художественного воспитания детей. Всему, что так необходимо ребенку в школе: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению; развитию ловкости рук и точности глазомера; овладению технологическими операциями и, прежде всего, творческому подходу к любой работе – поможет тестопластика.

                         АКТУАЛЬНОСТЬ ЛЕПКИ ИЗ ТЕСТА

  • на занятиях в кружках дети учатся планировать свою работу, реализовывать воображаемые идеи в реально существующие объекты;
  • создание трехмерных объектов развивает пространственное мышление;
  • во время работы ребенок также учится синхронизировать работу обеих рук, а при лепке точных деталей улучшается их мелкая моторика;
  • в подобном творческом процессе хорошо развивается сенсорная чувствительность, восприятие цвета, формы, фактуры и т.д.;
  • получив и освоив начальные навыки, ребенок готов к самостоятельному творчеству, в процессе которого замечательно развивается фантазия малыша;
  • в кружках нет обязательной программы, ребенок выполняет только то, что ему по силам;
  • по той же причине занятия могут проводиться в форме игры;
  • заинтересованный в конечном результате ребенок гораздо легче учится усидчивости и концентрации, чем при выполнении скучных упражнений по обведению кружочков в прописях;
  • свободное общение во время занятий в кружке дает предпосылки к коллективному творчеству;
  • само по себе тесто является теплым, экологически чистым, легко стирающимся и доступным материалом.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:

  • Ø - Развитие познавательных способностей ребенка;
  • Ø - Развитие творческих способностей и художественного вкуса;
  • Ø - Создание условий, необходимых для психологического комфорта;
  • Ø - Помощь детям в осознание и развитии своей индивидуальности и самореализации.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  • Ø -  Обогащать и расширять художественный опыт дошкольников;
  • Ø -  Обогатить предметно-развивающую среду группы, способствующую проявлению творческой активности детей;
  • Ø -  Развитие творческого воображения;
  • Ø -  Развитие восприятия;
  • Ø -  Развивать мелкую моторику пальцев;
  • Ø - Развитие сенсомоторных качеств;
  • Ø - Воспитание интереса к лепке;
  • Ø - Формирование у детей потребности к саморазвитию и самосовершенствованию.

ПРИНЦИПЫ:

v От простого к сложному.

v Связь знаний, умений с практикой.

v Доступность.

v Системность знаний.

v Воспитывающая и развивающая направленность.

v Активность и  самостоятельность.

v Учет возрастных и  индивидуальных особенностей.

Методические рекомендации по организации ИГР – занятий

     При организации игр-занятий, воспитателю необходимо помнить следующие правила:

1. Не мешать ребенку творить.

2. Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнавать новое.

3. Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.

4. Начинать с самого простого, доступного задания, постепенно усложняя его

5. Поддерживать инициативу детей.

6. Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех ребенка.

Функции тестопластики:

ü  Коррекционно-развивающая - развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т.д.).

ü  Обучающая - расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.

ü  Коммуникативная - развитие умения позитивного общения и сотрудничества.

ü  Релаксационная - преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения.

ü  Воспитательная - развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.

Форма работы: Совместная деятельность детей и педагога.

Срок проведения: 1 5 сентября – 15 мая

Периодичность занятий: 1 раз в неделю

Форма организации:  подгрупповая

Длительность занятий: 30-40 минут

Место проведения кружка:  групповая комната

Структура занятия:

  1. Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры).
  2. Рассматривание образца.
  3. Объяснение, показ приемов лепки.
  4. Лепка детьми.
  5. Физкультурная пауза.
  6. Доработка изделия из дополнительного материала.
  7. Рассматривание готовых работ.

Ожидаемый результат работы кружка:

  • Дети научатся изображать предметы, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов.
  • Дети научатся использовать все многообразие усвоенных способов и приемов.
  • Дети научатся объединять созданные предметы в коллективную композицию.
  • У детей появится устойчивый интерес к изобразительной деятельности.

Дети освоят следующие приемы лепки:

  • раскатывание круговыми и прямыми движениями;
  • соединение в виде кольца;
  • расплющивание;
  • прищипывание краев формы;
  • оттягивание отдельных частей от основной формы;
  • лепка из нескольких частей;
  • сглаживание поверхности формы;
  • вдавливание для получения полой формы;
  • использование стеки.

 

СПОСОБЫ  ЛЕПКИ:

      Конструктивный – лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе).

      Скульптурный – из целого куска. Превращая его в фигуру.

      Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.

      Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.

      Лепка на форме – использование готовых форм под основу.

 

                Материалы для работы:

v -  Краски, чтобы раскрасить высушенные работы. Можно использовать гуашь или акриловые краски.

v -  Цветная бумага для изготовления клювиков, хвостиков, плавничков.

v -  Проволока для изготовления усиков.

v -  Ленточка, если захочется завязать бантик на шее кота или мишки.

v -  Доска, покрытая фольгой, - это рабочее место.

v -  Скалка для раскатывания теста ровным слоем.

v -  Стека, чтобы разрезать тесто, делать надрезы и рисовать необходимые полосы, например, прожилки на листиках.

v -  Кисточка, смоченная водой, склеивает отдельные части соленого теста (как клей склеивает бумагу), а также разглаживает неровности на поверхности.

v -  Тонкая палочка делает проколы, отверстия, служит стеблем для растений. Понадобится для нанесения рисунка.

v -  Формочки удобны для вырезания теста.

v -  Влажная тряпочка, чтобы вытирать руки.

Рецепт соленого теста:

- 2 стакана муки;

- 1 стакан соли;

- 3/4 стакана воды.

При замешивании теста вместе с водой можно добавить 2-3 столовые ложки клея ПВА или растительного масла.

Неиспользованное тесто хранить в целлофановом пакете в холодильнике.

Советы:

  • - При соединении двух деталей из соленого теста место присоединения нужно смазывать мокрой кисточкой – так детали будут лучше держаться.
  • - Высушивать изделия можно на батарее, в духовом шкафу (под присмотром взрослых) или на солнышке, летом.
  • - После окончания работы тщательно вымойте руки с мылом, досуха вытрите их и смажьте растительным маслом.

 

                               

 

                                 Список литературы:

  1. Хоменко В.А. Соленое тесто шаг за шагом;
    1. Антипова М.А. Учимся лепить из соленого теста. Волшебные поделки своими руками. – Ростов н/Д, 2010.
    2. Макарова М.К. Фигурки из соленого теста.- Харьков 2015г.
    3. Лыкова И., Грушина Л. Мукосольки. Поделки из соленого теста.- 2012г.
    4. Лыкова И.А. Соленое тесто в семье, детском саду и начальной школе.- Москва 2014г.
    5. Скребцова Т.О. Соленое тесто: лепим поделки и сувениры –Ростов. 2009г.
    6. Ленгина Ю. Картины из теста. -Ростов-на –Дону 2015г.
    7. Ращупкина С.Ю. Соленое тесто. Поделки,игрушки, сувениры, панно, фоторамки. -Москва 2011г.