Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

     Есть свой авторский материал? - опубликуйте его на нашем сайте и получите Свидетельство! (подробнее).

№ 3646 «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЗДОРОВЛЕНИЮ И ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА»

Опубликовано 19.02.2018

Штанова Елена Викторовна

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЗДОРОВЛЕНИЮ И ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА.

Государственное казенное учреждение здравоохранения Владимирской области «Муромский дом ребенка специализированный» (ГКУЗ  ВО «Муромский дом ребенка»)

 

Одной из главных задач в педагогической работе с детьми, в соответствии федеральным государственным образовательным стандартом, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

На современном этапе требования к физическому воспитанию детей предусматривают решение следующих задач :

- приобретение опыта в  двигательной деятельности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;

-  правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны и т.д. ;

-  формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;

- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

В связи с этим, физкультурно-оздоровительная работа в доме ребенка имеет большое значение, как для сохранения и укрепления здоровья, так и для формирования двигательных умений и навыков, являющихся значимыми компонентами в познавательном и эмоциональном развитии воспитанников.

Основными направлениями инновационной деятельности в области физического воспитания в работе  с детьми являются :

-систематизация медицинских оздоровительных  технологий, применяемых в учреждении;

- обоснование дифференцированных двигательных режимов с разными функциональными возможностями, состоянием здоровья и ограниченными возможностями ;

- создание физкультурно - игровой среды в группах как необходимого условия реализации содержания физической культуры и культуры здоровья.

В соответствии с современными требованиями развиваются и инновационные процессы  и технологии по данному направлению:

1.Технологии формирования стремления к здоровому образу жизни :

- Здоровьесберегающие - направлены на сохранение здоровья: технологии диагностики и контроля за состоянием здоровья и физическим развитием; технологии оптимизации педагогического процесса; организация сбалансированного питания; профилактические мероприятия по снятию эмоционального напряжения, уменьшению заболеваемости; организация здоровьесберегающей среды в учреждении;

- Здоровьеукрепляющие - направлены на укрепление и стимулирование здоровья: оптимальный режим двигательной активности: подвижные и спортивные игры в помещении и на улице, физкультминутки и динамические паузы, игры в сухом бассейне, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, оздоровительный бег, самостоятельная двигательная деятельность, физкультурные праздники и досуги;

- Лечебно-оздоровительные технологии, направленные на  компенсацию здоровья детей (массаж, корригирующая упражнения по профилактике плоскостопия, ароматерапия,  закаливание,  оздоровительное купание в летний период, витаминные и гомеопатические комплексы , физиотерапевтические и лечебные процедуры по назначении врача, психогимнастика и коррекционно-развивающие занятия у психолога, музыкотерапия, сказкотерапия, изотерапия.)

- Здоровьеформирующиетехнологии  - направлены на приумножение здоровья детей :  физкультурные и оздоровительно-развивающие занятия в традиционной и нетрадиционной форме.

2.Технологии воспитания культуры здоровья воспитанников :

Лексические темы, рассказывающие детям в элементарной форме  о строении и функционировании организма человека и различных двигательных возможностях мальчиков и девочек :  «Человек : части тела и лица»» ,«Предметы туалета», «Физические  упражнения» - значение и предназначение конкретных упражнений и т.д. ;

3. Спортивные игровые технологии:  внедрение  в работу с детьми элементов спортивных игр - волейбол, футбол, баскетбол, хоккей ;

4. Технология проектной деятельности: информационно-познавательные проекты по приобщению к ЗОЖ ( лексическая тема «Предметы личной гигиены» и др. ) ;

5.Комплексно-тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности в рамках области «Физическая культура» ;

6. Детский  фитнес можно рассматривать как  инновационную систему физических упражнений, связанную с  совершенствованием  физического развития и физической подготовленности детей, согласованную с индивидуальным состоянием психофизической сферы  : упражнения на  фитболе, батуте, занятия на  детских тренажерах.

В доме ребенка  создана система физкультурно-оздоровительной работы, которая способствует   сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, совершенствованию их физического развития, приобщению к здоровому образу жизни.    Для этого созданы все условия, которые отвечают медицинским и учебно-воспитательным требованиям по сохранению и укреплению здоровья детей. Педагоги детского сада используют различные формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми с учётом уровня их развития и состояния здоровья. Использование разнообразных форм двигательной деятельно­сти создает оптимальный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья ре­бенка.

К формам организации двигательной деятельности ребенка от­носятся:

- физкультурные занятия;

- физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня: утрен­няя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, упражнения после дневного сна, за­каливающие мероприятия;

- самостоятельная двигательная деятельность детей;

- активный отдых:  прогулки за пределы учреждения, физкультурный до­суг, физкультурные праздники, дни здоровья.

Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, способствует обмену веществ. Утренняя гимнастика игрового характера включает в себя : 2-3 подвижных игры разной степени интенсивности, либо берется игровой сюжет. Большой интерес у детей вызывает утренняя гимнастика с использованием полосы препятствий. Она позволяет предлагать детям упражнения с  постепенным  увеличением нагрузки, усложнять двигательные задания, включать разные виды движений, чередовать физкультурные пособия. На большом эмоциональном подъеме пройдет утренняя гимнастика с элементами спортивных игр (ведение мяча, подбрасывание мяча, ловля, броски в баскетбольное кольцо). В летнее время на прогулке полезно включать оздоровительные пробежки с элементами дыхательной гимнастики, но начинать ее надо с короткой разминки , состоящей из 3-4 упражнений.

Физкультминутка, пальчиковая гимнастика проводится воспитателем по мере необходимости (в течение 3-5 мин.) в зависимости от вида и содержания образовательной деятельности, главным образом в момент появления признаков утомляемости детей.

Двигательная разминка (динамическая пауза) проводится во время большого перерыва между занятиями, позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной позы.

Гимнастика для глаз используется в профилактических и оздоровительных целях, чтобы предупредить зрительное утомление у детей.

Подвижные и спортивные игры, физические упражнения на прогулке. Подвижные игры - сложная двигательная, эмоционально окрашенная деятельность. Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитание физических качеств. Содержанием подвижных игр, как правило, является познавательный материал, расширяющий кругозор ребенка.

Физкультурное занятие это ведущая форма организованного, систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам, а также развития физических качеств. Для проведения занятия воспитатель подбирает физические упражнения, определяет последовательность их выполнения, составляет план- конспект, продумывает методику проведения, готовит оборудование, размещает его, следит за созданием санитарно- гигиенических условий, за одеждой детей.

 Сюжетно-игровое занятие строится на целостной сюжетно-игровой ситуации, отражающей в условной форме окружающий ребенка мир. Оно состоит из разных видов основных движений и игровых упражнений общеразвивающего имитационного характера ( «Мы в цирке», «Зоопарк». « Мы маленькие спортсмены» ). Очень интересны игры-имитации. В играх дети представляют себя в различных образах : животных, растений, предметов. Игровые занятия построены на основе разнообразных подвижных игр и игр-эстафет. Занятия тренировочного типа – направлены на развитие двигательных и функциональных возможностей детей. Они включают в себя большое количество циклических, музыкально-ритмических движений, различных элементов спортивных игр, дифференцированных двигательных заданий, направленных на развитие быстроты, ловкости, силы и выносливости. В нашей группе создан физкультурный уголок, где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности: массажные дорожки для профилактики плоскостопия, кольцебросы, мягкие мишени, разноцветные флажки, ленты, султанчики и др. Физкультурные занятия проводятся  спортивном зале, оснащенном спортивными комплексами и инвентарем.

В утреннюю гимнастику и физкультурные занятия  обязательно включаются корригирующие упражнения для профилактики сколиоза, нарушения осанки, плоскостопия.

После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Этому способствует комплекс гимнастики последневного сна, который носит вариативный характер, в зависимости от этого будет меняться и её продолжительность (гимнастика игрового характера состоит из 2–3 упражнений; разминка в постели - дети постепенно просыпаются под звуки мелодичной музыки, лёжа в постели выполняют 4–5 общеразвивающих упражнений; дети выполняют произвольные танцевальные музыкально-ритмические движения под музыку.

В нашем  учреждении большое внимание уделяется проведению закаливающих процедур, которые особенно влияют на укрепление здоровья и снижение заболеваемости. Закаливание - это комплекс мероприятий с использованием естественных факторов природы, которые формируют и совершенствуют функциональные системы организма, направляют их на повышение иммунитета : солнечные ванны, контрастные воздушные  и водные ванны в летний период на воздухе, купания в летний период, корригирующая гимнастика,  ходьба босиком, облегченная одежда детей, мытье рук, лица, шеи прохладной водой,  полоскание рта, сон без маек, «дорожки здоровья» , обтирание тела и др.

Помимо организованной деятельности по физической культуре в режиме дня детей значительное место занимает активный отдых. В системе физкультурно-оздоровительной работы детского сада прочное место занимают физкультурные праздники, спортивный досуг, Дни здоровья, прогулки – экскурсии. Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности. При организации активного отдыха учитываются климатические условия, особенности сезона и природные факторы. Наибольшую пользу для оздоровления и закаливания детей приносят физкультурные праздники, организованные на открытом воздухе.

Профилактическая работа включает в себя:

- облегченную одежду для детей  ;

- соблюдение сезонной одежды детей на прогулке, учитывая их индивидуальное состояние здоровья ;

- соблюдение температурного режима в течение дня ;

- соблюдение режима проветривания ;

- мытье прохладной водой рук , чистка зубов и полоскание рта ;

- правильную организацию прогулки и ее длительность ;

- неспецифическую профилактику респираторных заболеваний (витаминизация  блюд, ароматерапия – лук, чеснок) и т.д.

Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того чтобы она действительно давала эффект, мы меняем последовательность видов деятельности детей на прогулке в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Во время прогулки с дошкольниками необходимо проводить игры и физические упражнения. Чтобы время пребывания на свежем воздухе было интересным и максимально полезным для воспитанников, важно рационально использовать прогулочную территорию детского сада. Так, в холодное время года и после совместной деятельности, на котором дети сидели, прогулка должна начинаться с пробежки, подвижной игры; в теплое время или после физкультурных и музыкальных НОД – с наблюдения, спокойных игр и т.д. Необходимо учить педагогов определять признаки утомления у детей по изменению окраски кожи, выражению лица, частоте дыхания, появлению потливости и своевременно регулировать характер их деятельности, переключая на более спокойный или, наоборот, интенсивный вид деятельности. Наличие физкультурной площадки в детском саду,  эффективное использование оборудования прогулочных участков также способствует оздоровлению детей и развитию их физических качеств.

Во время НОД  также проводятся двигательно-оздоровительные моменты: на музыкальных занятиях (музыкально-дидактических, в имитационных играх, играх с воображаемыми объектами, при выполнении музыкально-ритмических движений, в играх и упражнениях , направленных на сенсомоторное развитие, в специальных играх и упражнениях, в процессе которых воспроизводятся основные движения, жесты, мимика, артикуляция, на занятиях, где требуется правильное восприятие и воспроизведение выразительных движений для понимания смысла ситуаций, характера персонажей, эмоциональных состояний, в трудовых и изобразительных видах деятельности, в индивидуальной коррекционной работе.

Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать   педагогическая работа с детьми. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями. Согласно принципу интеграции, физкультурно-оздоровительная работа с детьми осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений, занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр.Важной особенностью интегрированного занятия является смена динамических поз и видов детской деятельности.

Система работы с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ. Основными формами нашей работы являются организованная деятельность, режимные моменты, спортивные соревнования, досуги, в процессе которых сообщаем детям новые сведения и закрепляем ранее полученные представления. В процессе ознакомления с окружающим миром формирует представления о человеке, как живом существе, его организме и здоровье; об образе жизни и зависимости здоровья от образа жизни. При воспитании культурно-гигиенических навыков формируем привычку правильно: умываться, вытираться, ухаживать за полостью рта, пользоваться носовым платком, правильно вести себя при кашле и чихании. Расширяем представления о ЗОЖ  через: сюжетно-ролевые игры «Больница», «Аптека», «Семья», чтение художественной литературы «Мойдодыр», «Доктор Айболит» и т.д.

Реализацию процесса интеграции невозможно представить без взаимодействия всего педагогического коллектива : педагогического и медицинского персонала, специалистов. Задачи образовательных областей решаются в различных видах деятельности, интегративно, при взаимодействии всех участников образовательного процесса.

В доме ребенка систематически и планомерно ведется работа, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей. В целях своевременного выявления отклонений в здоровье воспитанников в детском саду проводится отслеживание состояния здоровья детей.  Контроль физического развития детей проводится на основе мониторинга физического развития детей, который позволяет не только проанализировать динамику индивидуального развития ребенка, но и проследить обусловленность физического развития и динамику общего процента заболеваемости. Все это повышает интерес детей к физкультуре, развивает жизненно важные физические качества, увеличивает плотность занятий и позволяет упражнять детей во всех видах основных движений. Медперсонал определяют группу физического развития каждого воспитанника на основе антропометрических данных и группу здоровья на основе анамнеза, и обследования детей врачами-специалистами.

Перспективы работы по данной проблеме заключаются в следующем :

1.Снижение количества заболеваний за счет реализации индивидуального подхода к каждому воспитаннику и системы оздоровительных мероприятий.

2.Отслеживание и выявление детей с частыми простудными заболеваниями,  выявление причинызаболеваний.

3.Совершенствование системы физического воспитания на основе внедрения новых

методик и технологий.