Кувшинова Регина Юрьевна
МДОУ "ЦРР - д/с №122" "Золотая рыбка", Челябинская обл., г.Магнитогорск
Воспитатель
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В настоящее время педагогическая литература все чаще предлагает новые подходы в воспитании и обучении детей. Появление инноваций продиктовано современными условиями развития общества, образования. Большое значение имеет выбор педагогической технологии.
Одним из факторов, облегчающих процесс становления речи – наглядность. (Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейн и др.). Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: В. К. Воробьева называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т. А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями, В. П. Глухов – блоками-квадратами, Т. В. Большева – коллажем, Л. Н. Ефименкова – схемой составления рассказа.
Использование моделирования в работе с детьми дошкольного возраста рекомендуется Н. Н. Поддъяковым, Л. С. Венгером, А. Фридман, С. Н. Николаевой и другими. Моделирование – один из видов знаково-символической деятельности, как деятельность по продуцированию и использованию знаковых систем, которые сознательно, произвольно конструируются на основе осознания семиотических закономерностей (письменность, геометрические построения, формулы, чертежи и др.) (Г. А. Глотова, С. А. Лебедева, Н. Г. Салмина, Е. Е. Сапогова, О. В. Суворова и др.).
Относительно дошкольного детства моделирование следует понимать как совокупность, прежде всего, практических действий по использованию модели (применение готовых моделей, воспроизведение их в знакомых ситуациях, внесение простейших изменений) замещение, кодирование и декодирование модели, символов, знаков и только зарождение понимания семиотической функции. Особенностью моделирования как метода заключается в том, что он делает наглядным скрытое от непосредственного восприятия свойства, отношения объектов. В основе моделирования лежит принцип замещения: предмет, который ребенок не видит, может быть заменен изображением, схемой, моделью, а это повышает уровень усвоения новых знаний, так как у детей дошкольного возраста преобладает наглядное мышление. При обучении детей используются модели, осуществляется связь с жизнью; дети учатся использовать их в различных видах деятельности, читать модели-схемы, и это позволяет им заменять различные предметы схемами, также помогает выстраивать свою речь. При использовании метода моделирования осуществляется принцип развивающего обучения.
В чем же специфика использования приема моделирования в работе по развитию речи детей дошкольного возраста. Д. Б. Эльконин предложил моделирование структуры слова в виде картинки-схемы, его звукового состава. Г. П. Белякова предложила представить детей как моделей слов «живые сценки». Е. Карельская разработала символы в работе со звуками. Л. Тимошук рекомендует для автоматизации уже поставленных звуков рисунки-схемы.
А. Страунинг в статье «Моделирование маленькими человечками», раскрывает метод, позволяющий наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия предметов и их элементов; так же при обучении грамоте составлять слова, словосочетания предложения.
Т. А. Ткаченко разработала систему занятий, которые облегчают процесс становления связной речи с помощью схем, обозначающих план высказывания. Л. Соломенникова, Н. Е. Арбекова предлагают использовать наглядность для формирования связной монологической речи. Н. Малетина, Л. Пономарева в своей статье «Моделирование описательной речи детей с ОНР». Л. С. Венгер предлагает модели для развития речевого творчества; пространственные модели для сочинения сказки, истории; проводить звуковой анализ слов, моделируя на картинках-схемах с помощью фишек, цветов-заместителей звуков. При ознакомлении с художественной литературой рекомендуют модели: В. М. Андросовой – модель сюжета; Н. Т. Смольниковой – модель структуры текста.
Т. Б. Полянская предлагает использовать прием мнемотехники, ориентированный на наглядно-образное мышление детей, для того, чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов. В таблице схематически возможно изображение героев, явлений природы, некоторые действия, т.е. можно изобразить все то, что я считаю нужным, и так, чтобы нарисованное было понятно детям. Например, учим с детьми стихотворение про весну А. Н. Плещеева:
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
Педагог изображает травку, солнышко, ласточку, домик. Все очень просто и понятно детям. Далее идет заучивание стихотворений по схеме, что помогает детям запомнить логическую последовательность символов (образцов), помогает освоить элементы рассказывания. Автор предлагает и другие разработанные ею мнемотаблицы.
Е. А. Алябьева в методическом пособии «Как научить ребенка запоминать стихи» предлагает достаточно обширный познавательный материал, отраженный в стихах, который дает возможность уточнять и конкретизировать знания детей об окружающем мире. Материал в пособии представлен в трех разделах: в первом – стихи по методике «Расскажи стихи руками», во втором – стихи с рисунками символами, в третьем – логоритмические стихотворные упражнения.
Таким образом, моделирование является действенным средством наглядности, которое дает возможность создать образы идеальных объектов, понятий и отношений, а также образы деятельности и действий по изучению этих объектов. Моделирование является важным учебным средством и действием, с помощью которого можно осуществлять различные цели и задачи, а также средство чувственного познания, на основе которого формируется познавательное отношение к окружающему. В подтверждении этого мы видим, как разрабатываются новые модели, дополняются существующие и с успехом применяются в развитии детей дошкольного возраста, в частности в речевом развитии.
Список использованной литературы:
- Вербенец, А. М. Использование моделирования в процессе развития познавательной активности у старших дошкольников / А. М. Вербенец //Детский сад: теория и практика. – 2011.-№3. – С. 45-61.
- Малетина, Н., Пономарева, Л. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Н. Малетина, Н. Пономарева // Дошкольное воспитание. – 2004.- №6.
- Полянская, Т. Б. Использование метода мнемотехника в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / Т. Б. Полянская: Спб.: ООО Издательство «Детство-Пресс», 2009.-64с.
- Ткаченко, Т. Использование схем в составлении описательных рассказов / Т. Ткаченко // Дошкольное воспитание. – 1990- №10.
- Левшина, Н. И. Фантазируй, отгадывай, придумывай / Н. И. Левшина, А. Р. Сапаева.- учебно-методическое пособие, 2009.