Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №119, г. Ульяновск
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы
образовательная область – «Художественно-эстетическое развитие»
Лепка
Тема: «Сонюшки – пеленашки».
Воспитатель: Лакаева С.В.
Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие
Тип занятия: комплексное.
Вид занятия: интегрированное.
Интеграция образовательных областей: «социализация», «познание», «коммуникация», «музыка», «чтение художественной литературы», «физическая культура», «труд».
Программное содержание:
- учить детей создавать оригинальные композиции в спичечных коробках – лепить пеленашек в колыбельках;
-познакомить с видом народной куклы – пеленашкой, пояснить значение нового слова (спелёнутая, кукла в пелёнках) и показать обобщённый смысл;
-закрепить умение раскатывать круговыми движениями ладоней, отщипываем маленькие комочки пластилина, сплющивать, лепить пластилиновые жгутики;
- развивать воображение, мелкую моторику;
- воспитывать интерес к экспериментированию с художественными материалами.
Виды детской деятельности: игровая деятельность, коммуникативная, двигательная, музыкально – художественная деятельность, чтение художественной литературы.
Методы: словесные, практические, проблемные.
Форма организации детей: индивидуальная, фронтальная.
Средства обучения для детей:
Пластилин, дощечки для лепки, спичечные коробки- колыбельки для кукол – пеленашек, фантики, пуговицы.
Средства обучения для педагога: детская старинная колыбель, куклы – малышы в пеленках, музыкальное сопровождение.
Предварительная работа: дидактические игры с куклой – голышом (купение, кормление, пеленание). Рассказ воспитателя о том, что все люди, когда рождаются, некоторое время бывают совершенно беспомощными, поэтому родители ухаживают за младенцами – кормят, купают, пеленают, гуляют. Чтение потешки«Я у мамы маленька», рассматривание иллюстраций младенцев.Разучивание стихотворения В. Шипуновой «Сонюшки-баюшки».
Обогащение словаря: пояснение значения слов «пеленать» (заворачивать в пелёнки), «пеленашка» ( младенец или кукла завёрнутая в пелёнки) и «пестышка»; выстраивание синонимического ряда: малыш, младенец, ребёнок, кроха; словообразование: малыш, малышок, малютка. Рассказы из личного опыта тех детей, у которых есть маленькие сёстры и братья.
Ход НОД:
Звучит «гуление» младенца (прослушать аудиозапись).
Воспитатель: - «Дети, скажите, кто это?».
Внести деревянную люльку с пупсами в пеленках и просить детей запеленать их и покачать на руках.Вывести детей на рассуждение о том, что пеленашкойможно назвать того, кто (или что) завернут в пеленки (запеленут(следовательно, так можно назвать и старинную куклу, и современную, и настоящего – живого малыша.
Вместе с детьми вспомнитьстихотворение В. Шипуновой
«Сонюшки-баюшки»:
В синем море спит дельфин, а на айсберге – пингвин,
Под попоной спит лошадка, а в сугробе – куропатка,
Сладко спит в норе ежонок, а в берлоге – медвежонок,
На сухой траве-былинке паучок спит в паутинке,
Лягушонок – под листом, а зайчонок – под кустом,
Червячок спит в кожуре, а собачка – в конуре.
Спят засони, дремлют сладко, ну, и я пойду в кроватку.
Показать детям народную куклу–маму с пеленашкой и сообщить, что в давние-давние времена народные умельцы делали таких куколок из соломы, из дерева или просто из куска ткани на забаву маленьким детям. Затем показать современную спеленутую куклу и спрашивает детей, можно ли эту куклу назвать пеленашкой?
Воспитатель: Ну а теперь давайте поиграем.
Игра на словообразование «Какая кукла»
Воспитатель бросает ребенку мяч и говорит: кукла сделана из стекла. Какая кукла? Ребенок отвечает :кукла «стеклянная» и бросает мяч обратно.
Кукла из дерева – деревянная,
Кукла из глины – глиняная,
Из пластмассы – пластмассовая,
Кукла из ткани, тряпочек – тряпичная,
Кукла из пластилина- пластилиновая.
Показать детям вылепленную заранее куколку-пеленашку в колыбельке из спичечного коробка ипредложить слепить таких малюток-пеленашек – в кроватках- колыбельках .
Показывать обобщенный способ лепки:
- берем комок пластилина, раскатываем сначала в шар круговыми движениями ладоней, а потом в удлиненное яйцо или валик (цилиндр, концы округляем – у нас получилась пеленашка, только лица пока не видно;
- отщипываем маленький комочек пластилина розового или белого цвета, раскатываем шарик, сплющиваем и накладываем на пластилиновый валик (или яйцо) – это лицо, которое выглядывает из пеленок;
- оформим лицо – глаза сделаем из пластилиновых шариков, пустышку из пуговицы ;
- украсим пеленки «лентами» из пластилиновых жгутиков;
- превратим спичечный коробок в колыбельку, положим в нее пеленочку из фантика;
- положим нашу пеленашку в колыбельку.
Предложить детям взять пластилин и начать лепитьпеленашек. По ходу занятия оказать детям индивидуальную помощь, подсказать, что «лицо» надо прикреплять в верхней части пеленашки. Помочь соорудить из спичечных коробков колыбельки.
Воспитатель:- Ребята, какие красивые пеленашки увас получились и немного похожи на вас детстве.Давайте уложим их в колыбельку.
Дети,рассматриваясвоих малюток,встают в круг и, качаясвоих «малюток»,тихонечко поютпесню «Колыбельную»
«Баю-баю; баю-бай
Спи малышка засыпай,
Ты закрой, закрой глазок
И поспи, поспи часок»
Дети напевают своим лепным пеленашкам колыбельные песенки, играют с ними как с пупсиками.
Итог: - Спросить у детей, что больше всего понравилось делать?