Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

     Есть свой авторский материал? - опубликуйте его на нашем сайте и получите Свидетельство! (подробнее).

№ 3611 Педагогический проект «Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»

Опубликовано 12.02.2018

Калистратова Елена Валентиновна,

воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №142»

г. Чебоксары

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

 

Тема: «Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»

 

Содержание

1

Паспорт проекта.

3

2

Актуальность (проблема).

5

3

Анализ среды (внешней и внутренней).

6

4

Цели и задачи проекта.

8

5

Участники и их роль в реализации проекта.

8

6

Ресурсы (материальные, информационные, кадровые, технические).

8

7

Механизм реализации проекта.

10

8

План реализации проекта.

11

9

Ожидаемые результаты. Критерии оценки эффективности.

13

10

Перспективы дальнейшего развития проекта.

13

11

Список литературы.

14

12

Приложение.

15

 

 

 

  1. 1.     Паспорт проекта

                                                                                           Таблица 1

Название  проекта

«Ладушки, ладушки,  люблю потешки и сказочки!»

Тема проекта

Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста

Автор проекта

Калистратова Елена Валентиновна

Место реализации проекта

МБДОУ «Детский сад №142»

Проблема, на решение которой направлен проект

У детей низкий уровень развития речи.  Речь детей невнятная, несвязная, отсутствует отчётливое произношение звуков в словах. Не наблюдается умение вести диалог со сверстниками и взрослыми. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет.

Цель проекта

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.

Задачи проекта

1.Повысить  интерес у  детей младшей группы к русскому фольклору.

2.Развивать у детей младшего дошкольного возраста память, внимание, мышление через заучивание разнообразных форм фольклора.

3.Вызвать у детей эмоциональное сопереживание, эмоциональный отклик на произведение устного народного творчества.

4.Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах.

5.Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.

Участники проекта

Дети, воспитатели  группы, родители.

Сроки реализации проекта

с 01.09.2015 по 29.02.2016 (проект средней продолжительности)

Ожидаемые результаты

Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.

Словарь детей  обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.

Воспитанники овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками.

 Сформируется положительное отношение к режимным моментам.

У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.

У родителей повысится общий культурный уровень.

 

  1. 2.     Актуальность проекта

 

Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи. Оно помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет.

Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия. Отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка.

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование  в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней.

Многие исследователи отмечают интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определённо влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей младшего дошкольного возраста.

 

  1. 3.     Анализ внешней и внутренней среды

 

Внешняя среда

                                                                                              Таблица 2

Положительные факторы

Отрицательные факторы

1. Налаженная система работы ДОУ.

2.Наличие специалистов, у которых можно поучиться.

3.Поддержка и внимание к этой проблеме руководителя, старшего воспитателя.

4.Пользование интернет – услугами.

5.Повышение квалификации педагогов.

6.Тесное сотрудничество с коллегами своего дошкольного учреждения.

7.Участие в смотрах-конкурсах, проводимых в детском саду, городе и республике.

8. Большое разнообразие методической и художественной литературы, дидактических пособий.

1.Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе.

 2.Увлечение компьютерными играми и просмотрами телепередач без разбора, в результате чего у детей не формируются навыки человеческого общения.

 

 

Внутренняя среда

                                                                                                        Таблица 3

Положительные факторы

Отрицательные факторы

1. Наличие в детском саду предметно-развивающей среды: мини - музей "Хлеб - всему голова", где собраны интересные предметы искусства русского народа, предметы быта.

2. Каждодневное использование фольклора   в режимных моментах.

3. Изготовлены настольные театры: «Маша и медведь», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Колобок» и театры на фланелеграфе: «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Репка», «Курочка Ряба».

5. Подобран материал и изготовлена картотека загадок, пословиц, поговорок, считалок, потешек, пестушек.

 

1.Потеря интереса к педагогической деятельности родителями.

2.Недостаточное внимание родителей к речевому развитию ребенка.

3.Отсутствие помещений затрудняет проведение дополнительных услуг  в ДОУ.

 

 

  1. 4.     Цели и задачи проекта

 

Цели проекта:

1.Повысить уровень развития связной речи младших  дошкольников в результате проведения работы по развитию речи средствами малых форм фольклора.

2.Приобщить детей к традициям и  культуре своего народа.

Задачи проекта:

1.Определить основные методы, формы использования малых форм фольклора в процессе речевого развития детей.

2.Развивать активную речь дошкольников.

3.Показать красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, потешках, сказках, колядках, припевках, колыбельных;

4.Сформировать у детей интерес к устному народному творчеству.

5.Обогатить словарный запас детей.

 

  1. 5.     Участники проекта

 

Воспитанники младшей  группы в количестве 24 человек (из них -10девочек , 14 мальчиков), родители воспитанников, воспитатели, специалисты.

 

  1. 6.     Ресурсы

 

Научно - методические:

 

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

3. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

4. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки

 // Сост. Г.Науменко. М., 1998.

5. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. СПб., 2008.

6. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

7. Русский фольклор // Сост. В. Аникин. М., 1985.

 

Материально – технические

 

1.Мини – музей «Хлеб – всему голова».

2. Шапочки – маски различных персонажей для инсценировок сказок и проведения народных подвижных игр.

3. Театры – кукольный, настольный, пальчиковый.

4. Музыкальный центр, телевизор, ноутбук.

5. Аудиодиски с русскими народными песнями, попевками.

 

Дидактические

 

1.Дидактические игры по познавательно – речевому развитию.

2. Картотеки народных подвижных игр, считалок, потешек, загадок, пословиц и поговорок.

 

Информационные

1.Мультимедийные презентации: «В гостях у деда Краеведа», «Рождество»; "Масленица".

 

Кадровые

 

Старший воспитатель, специалисты.

 

7. Механизм реализации проекта

                                                                                               Таблица 4

 Подготовительный этап

Основной этап

Заключительный этап

1. Выбор темы проекта, подготовка целей и задач, подбор методической литературы и литературы по устному народному творчеству; оформление и оснащение проекта.

1.Организация диагностического исследования речи детей.

2.Организация игрового взаимодействия.

3.Выставка книг с различными жанрами фольклора.

4.Рассматривание иллюстраций.

5.Инсценирование произведений фольклора.

6.Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений.

7.Привлечение родителей к созданию игровой среды в группе.

8. Выставка рисунков, аппликаций, мини – книжек, созданных в семье, на основе фольклорных произведений.

1.Обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.

2.Презентация проекта на педсовете и родительском собрании.

 

 

 

8. План реализации проекта

                                                                                                    Таблица 5

Этапы

Наименование мероприятия

Сроки

Место проведения мероприятия

Ответственные

Подготовительный

С детьми

Организация и проведение диагностических процедур. Наблюдение.

С родителями

Анкетирование родителей «Малые формы фольклора».

С педагогами

Изучение опыта педагогов – практиков по развитию речи с помощью фольклора у дошкольников.

Сентябрь

МБДОУ «Детский сад №142»

Воспитатели.

Основной

С детьми

1.Чтение песенок, потешек, закличек.

2.Чтение сказок.

3.Просмотр мультипликационных фильмов: «Идет коза рогатая», «Сорока – ворона», «Два голубочка».

5.Инсценировка сказок.

6.Настольный театр.

7.Русские народные подвижные игры.

8.Русские народные игры- хороводы.

9.Игры – драматизации.

10.Иллюстрирование сказок и потешек.

11.Пальчиковые игры.

С родителями

1.Консультация "Роль фольклора в развитии речи детей".

2.Семинар – практикум «Детский игровой фольклор».

3.Памятка «Фольклор в повседневной жизни малышей».

4.Консультация "Воспитание детей средствами фольклора».

С педагогами

1.Разработка методических рекомендаций для воспитателей по развитию речи детей через устное народное творчество.

2.Консультация «Приобщение дошкольников к национальной культуре и традициям».

Октябрь – Январь

МБДОУ «Детский сад №142»

Воспитатели, воспитанники.

Заключительный

С детьми

Развлечение «В гости к бабушке»

С родителями

1.Оформление уголка для родителей "Фольклор в нашей семье".

2.Оформление  альбома  «Пословицы и поговорки русского народа».

3. Презентация проекта на родительском собрании.

С педагогами

1.Обобщение результатов проекта и представление их коллегам. 2.Презентация проекта на педсовете.

Февраль

МБДОУ «Детский сад №142»

Воспитатели, воспитанники, родители.

 

9.Ожидаемые результаты

 

1. Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.

2. Словарь детей к концу проекта обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.

3. Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.

4. Воспитанники овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками.

5. Сформируется положительное отношение к режимным моментам.

6.У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.

7. У родителей повысится общий культурный уровень.

 

10.Перспективы дальнейшего развития проекта

Дальнейшая работа по разрабатываемой теме предполагает:

1.Накопление дидактического материала: фотографий, иллюстраций, альбомов  и т.д.

2.Конкурс чтецов на лучшее исполнение малых форм фольклора.

3.Организация и проведение праздника «Весна - красна»  на основе изученных малых форм фольклора.

4.Организовать в ДОУ уголок «Русская изба» с использованием малых форм фольклора.

 

 

Список литературы

 

1.Аникин В.П. Русский фольклор. М., 1986.

2. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.

3. Вераксы Н.Е., Вераксы А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.

4. Галанова Т.В. «Развивающие игры с малышами до тех лет» - Я.; «Академия развития», 2002г.

5. Елисеева Л.Н. «Хрестоматия для маленьких» - Москва; изд. «Просвещение», 1987г.

6. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с.

7. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

8. Приоритетные направления развития и воспитания детей раннего возраста: науч-метод. сборник/науч. Ред. Ю.А. Мичурина. – Магнитогорск: МаГУ, 2010. – вып. 1 – 197 с.

9. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб .: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 80 с.  

 

Интернет- ресурсы:

1. http://*****/

 

2. http://*****/user/136090

 

3. http://www. *****/obrazovanie/konspekty-zanyatij