Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

     Есть свой авторский материал? - опубликуйте его на нашем сайте и получите Свидетельство! (подробнее).

№ 3602 "Дикие животные зимой"

Опубликовано 08.02.2018

 

Конспект НОД по ФЦКМ

«Дикие животные зимой»

в старшей группе

 

                                                                                    Воспитатель 5 группы

                                                                             Кожевникова В.А.

 

 

 

Тема: «Дикие животные зимой».

Цель: Продолжать формировать представление детей о жизни диких животных зимой.

Задачи:  1. Образовательные:

  • Активизировать познавательный интерес детей к диким животным;
  • Закрепить знание детей о жизни белочки и зайчика в зимний период;
  • Формировать умение  различать следы зверей на снегу, различать звуки издаваемые дикими животными.

                 2. Развивающие:

  • Развивать мыслительную деятельность, речь, память, внимание, любознательность;

                 3. Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к изучению природы;
  • Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников;
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

  • Чтение познавательной литературы: В.Зотов «Лесная мозаика»;
  • Рассматривание картинок «Дикие животные»;
  • Работа по плакату «Дикие животные России»;
  • Просмотр презентаций.

Материал:

  • Иллюстрации: белка, заяц, зайчик грызёт веточки молодых деревьев, белочка шелушит шишку;
  • Плакат «Дикие животные»;
  • Звуковая книга «Лесные жители»;
  • Д/и «Следы на снегу»;
  • Карточки со следами животных;
  • Книга В. Снегирёва «Следы на снегу»;
  • Сундучок с кедровыми шишками.

 

 

Ход занятия.

1. Орг. момент.

  • Сегодня к нам на занятие по ознакомлению с природой пришли гости, но это ещё не все гости. К нам торопятся два необычных гостя, чтобы они оказались сейчас у нас, вам нужно отгадать про них загадки.
  • Вы любите отгадывать загадки?
  • Чтобы отгадать загадку, её нужно внимательно послушать.

Загадки (отгадки - картинки)

  • Слушаёте первую загадку.
  1. Зимой он в шубке белой,

           А летом серый стал,

           Весь день по лесу бегал,

           Но даже не устал. (Заяц)

  • Молодцы, отгадали!
  • Слушайте вторую загадку.
  1.  Кто в лесном дупле живёт?

            Кто орешки всё грызёт?

            Кто грибы на ветках сушит?

            С кисточками её уши? (Белка)

  • Молодцы, отгадали!

2. Основная часть.

  • Скажите, откуда к нам пришли белочка и зайчик? (из леса)
  • Как называют животных, которые живут в лесу? (дикие животные)
  • А почему их так называют? (они сами о себе заботятся: строят жилище, добывают еду, защищают себя)
  • А каких диких животных вы ещё знаете? (перечисляют)

Работа с плакатом «Дикие животные России»

  • Рита, покажи и назови животного;
  • Саша, а теперь ты, покажи и назови животного;
  • Что это за красная книга нарисована около некоторых животных? (данное животное занесено в красную книгу, охота на него запрещена)
  • А вам интересно узнать, зачем белочка и зайчик пришли к нам на занятие?
  • А пришли они к нам для того, чтобы проверить ваши знания об их жизни, о том, как меняется их жизнь с приходом зимы. А проверят они ваши знания, викториной, которую они для вас составили. За правильный ответ на вопрос викторины, вы получаете жетон. Знаешь ответ, поднимай руку, не выкрикиваем.

Викторина

  1. 1.     Первый раунд (вопросы задаёт зайчик)
  • Меняю ли я цвет шубки к зиме? (да)
  • Каким цветом шубка у меня зимой? (белая)
  • Каким цветом шубка у меня летом? (серая)
  • Что я делаю, чтобы сбросить шерсть? (катаешься)
  • Есть ли у меня домик? (нет)
  • А где же я сплю? (в снежной ямке, под кустом, зарываешься в сугроб)
  • В какое время суток я сплю? (днём)
  • А что я делаю ночью? (отправляюсь добывать еды)
  • (Картинка) Что я делаю? (грызешь веточки молодых деревьев)
  • Чем я ещё питаюсь зимой? (обгладываю кору деревьев, сеном, замершей ягодой под снегом, хвоинками хвойных деревьев)
  • Кто мои враги? (волк, лиса, рысь, куница, хищные птицы)
  • Как я защищаюсь от врагов? (убегаю, ложусь на спину и отбиваюсь лапками)
  • Все называют меня трусишкой, а я трусишка? (нет осторожный)
  • Почему когда я сижу под кустиком, то поворачиваю голову по ветру? (чтобы лучше слышать)
  • Где у зайчихи рождаются зайчата? (под кустом)
  • Что вы можете рассказать про маму зайчиху?
  • А как я меняю свою шубку (сначала белым становиться хвост, потом задние лапы, потом спинка, а потом бока)

Физминутка «Зайчик»

  • Предлагаю отдохнуть перед вторым этапом викторины. Выходим и встаём в круг.

Жил – был зайчик (хлопаем в ладоши)

Длинные ушки (показать ушки)

Отморозил зайчик носик на опушке (трём носик)

И поехал греться к ребятишкам в гости.

В гостях волка нет? (качаем головой влево, вправо)

И дают морковку на обед! (гладят живот)

  • Повторяем ещё раз.
  • Отдохнули?
  • Садитесь на свои места.
  1. 2.     Второй раунд (вопросы задаёт белочка)
  • Каким цветом шубка у меня зимой? (серая)
  • А летом, каким цветом? (рыжая)
  • Зачем, я свою красивую рыжую шубку, поменяла на серую? (серый цвет шубки делает тебя незаметной среди веток деревьев)
  • (Картинка) Что я здесь делаю?  (Грызёшь шишки, вытаскиваешь из сосновой шишки семена)
  • А чем я ещё питаюсь зимой? (грибами, орехами, желудями, семенами шишек, ягодами, молодыми веточками деревьев)
  • Откуда зимой я беру грибы? (грибы ты заготавливаешь осенью, сушишь на веточках и убираешь в кладовую)
  • А у меня дом есть? Где я живу? (в гнезде, в дупле)
  • Кому я должна сказать спасибо за дупло? (дятлу)
  • А в чьём гнезде я живу? (в своём, ты сама его плетёшь)
  • А из чего я его плету? (из веточек деревьев)
  • Какой формы моё гнездо? (круглое)
  • Чем интересно моё гнездо? (у гнезда есть вход и запасной выход)
  • А как называется мой гнездо? (гайно)
  • А враги у меня есть? Кто они? (куница, ястреб, сова)
  • Как меня называют в народе? (хозяюшка, хлопотунья)
  • Почему? (запасаешь еду на зиму, утепляешь и строишь жилище, ты хорошая и заботливая мама)
  • Если в лесу нет еды, что мы белки делаем? (собираетесь в стаю и уходите в другой лес, где есть еда)
  • Чем для меня служит хвост? (рулём, парашютом)
  • Молодцы! Хорошо отвечали на вопросы викторины.
  • Откуда, мы получали знания о природе, о жизни животных? (из книг, из познавательных мультфильмов)

Показ книг  (Энциклопедия______________________, В. Зотов «Лесная мозаика»)

  • Спасибо огромное нашим умным книгам.

 

 

 

Звуковая книга «Лесные жители»

  • Зайчик и белочка принесли сегодня нам удивительную книгу (показать). Книга называется «Лесные жители». Эта книга знакомит детей с жизнью диких животных. А удивительна она тем, что она знакомит детей с тем, как разговариваю животные.
  • А что значит, разговаривают? (издают определённые звуки)
  • Послушаёте, как разговаривает белка.
  • Как разговаривает зайчик (медведь, лиса, волк, лось)

Д/и «Узнай животного»

  • А теперь, я предлагаю поиграть в игру «Узнай животного по звукам, которые он издаёт»

Глазки закрывайте, а ушки открывайте.

  • Это кто?
  • А это кто?
  • Узнали, кто это? и т.д.
  • Молодцы!
  • Я думаю, что если вы окажитесь в лесу то сможете определить животного по звукам, которые он издаёт.

Картина «Зимний лес»

  • Хотите оказаться в зимнем лесу?
  • Закрываем глаза и говорим волшебные слова «Крибли – крабли - бумс»
  • Открываем глазки.

Чудеса, как красиво в лесу зимой. Вся поляна белая – белая. Ёлочки и берёзки стоят красивые, нарядные.

  • Ой, ребята, посмотрите, кто же это здесь наследил? (лесные жители)
  • А вы знаете, чьи это следы? (нет)

Картинки со следами животных

  • Белочка, покажи, какие следы ты оставляешь на снегу?
  • Интересно, а есть ли в нашем лесу беличьи следы? (да)
  • Зайчик, а теперь ты покажи, какие следы на снегу оставляешь ты?
  • Посмотрим, есть ли в нашем лесу заячьи следы? (да)

Вот здесь зайчик от кого-то убегал, петлял.  А вот здесь его кто-то преследовал.

  • Посмотрите, какие следы на снегу оставляет лисичка.
  • А лисьи следы в нашем лесу есть?
  • Так вот кто преследовал зайчика.
  • А вот следы волка. Посмотрите, не пробегал ли волк по нашему лесу? (пробегал)
  • Что вы можете сказать про лисьи следы и волчьи? (похожи)
  • А вот это следы медведя. Я думаю, что в нашем лесу, следов медведя нет, он ведь зимой спит.

Но всё-таки проверим! (есть)

Кто – то медведя разбудил.

  • А зимой медведь опасен? (да)
  • Почему он опасен? (близко подходит к жилью человека, может напасть на человека).
  • Как называют такого медведя в народе? (шатун)
  • А от чего медведь может проснуться? (от шума, от крика)

Бывая в лесу нужно вести себя правильно: не шуметь, не кричать, ветки не ломать, костров не разжигать.

Нельзя нарушать жизнь животных в лесу!

  • А это след оставляет лось.
  • Посмотрите, был ли лось в нашем лесу? (да)
  • Ребята, а можно нам в лесу поиграть? Пока мы с вами в лесу (нет), играть нельзя. А вот вернёмся из леса и поиграем.
  • Пришло время возвращаться из леса. Закрываем глаза и говорим вместе со мной волшебные слова: «Крибли – крабли - бумс».
  • Вот мы и на занятии. Отдохнём. Выходим и встаём в кружок.

Физминутка

Пойдём мягко, как лисята,

А теперь попрыгаем, как заинька – трусишка,

Пробежимся, как серый волк – волчишка

И напоследок пройдёмся, мишка – косолапый.

3. Итог

  • Вот и подошло к концу наше занятие.
  • Понравилось вам наше занятие?
  • Чему вы научились на занятии? (учились определять звуки, которые издают дикие животные, учились различать следы диких животных и т.д.)
  • Теперь нам нужно будет сходить на экскурсию в лес. Вдруг мы услышим кого – то из животных или увидим, чьи-то следы.
  • Белочка и зайчик дарят нам игру «Следы на снегу». Они надеются, что вы научились хорошо различать следы животных и птиц, и станете настоящими следопытами.
  • Но, это ещё не все подарки. Белочка и зайчик дарят нам ещё и книгу Максима Зверева «Следы на снегу».

Белочка:

  • За хорошую работу, за то, что вы так много знаете о природе, о её жителях, хочу вас угостить своими припасами (кедровые орешки).
  • До свидания, ребята!
  • До новых встреч!