Конспект НОД по ФЦКМ
«Дикие животные зимой»
в старшей группе
Воспитатель 5 группы
Кожевникова В.А.
Тема: «Дикие животные зимой».
Цель: Продолжать формировать представление детей о жизни диких животных зимой.
Задачи: 1. Образовательные:
- Активизировать познавательный интерес детей к диким животным;
- Закрепить знание детей о жизни белочки и зайчика в зимний период;
- Формировать умение различать следы зверей на снегу, различать звуки издаваемые дикими животными.
2. Развивающие:
- Развивать мыслительную деятельность, речь, память, внимание, любознательность;
3. Воспитательные:
- Воспитывать интерес к изучению природы;
- Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников;
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
- Чтение познавательной литературы: В.Зотов «Лесная мозаика»;
- Рассматривание картинок «Дикие животные»;
- Работа по плакату «Дикие животные России»;
- Просмотр презентаций.
Материал:
- Иллюстрации: белка, заяц, зайчик грызёт веточки молодых деревьев, белочка шелушит шишку;
- Плакат «Дикие животные»;
- Звуковая книга «Лесные жители»;
- Д/и «Следы на снегу»;
- Карточки со следами животных;
- Книга В. Снегирёва «Следы на снегу»;
- Сундучок с кедровыми шишками.
Ход занятия.
1. Орг. момент.
- Сегодня к нам на занятие по ознакомлению с природой пришли гости, но это ещё не все гости. К нам торопятся два необычных гостя, чтобы они оказались сейчас у нас, вам нужно отгадать про них загадки.
- Вы любите отгадывать загадки?
- Чтобы отгадать загадку, её нужно внимательно послушать.
Загадки (отгадки - картинки)
- Слушаёте первую загадку.
- Зимой он в шубке белой,
А летом серый стал,
Весь день по лесу бегал,
Но даже не устал. (Заяц)
- Молодцы, отгадали!
- Слушайте вторую загадку.
- Кто в лесном дупле живёт?
Кто орешки всё грызёт?
Кто грибы на ветках сушит?
С кисточками её уши? (Белка)
- Молодцы, отгадали!
2. Основная часть.
- Скажите, откуда к нам пришли белочка и зайчик? (из леса)
- Как называют животных, которые живут в лесу? (дикие животные)
- А почему их так называют? (они сами о себе заботятся: строят жилище, добывают еду, защищают себя)
- А каких диких животных вы ещё знаете? (перечисляют)
Работа с плакатом «Дикие животные России»
- Рита, покажи и назови животного;
- Саша, а теперь ты, покажи и назови животного;
- Что это за красная книга нарисована около некоторых животных? (данное животное занесено в красную книгу, охота на него запрещена)
- А вам интересно узнать, зачем белочка и зайчик пришли к нам на занятие?
- А пришли они к нам для того, чтобы проверить ваши знания об их жизни, о том, как меняется их жизнь с приходом зимы. А проверят они ваши знания, викториной, которую они для вас составили. За правильный ответ на вопрос викторины, вы получаете жетон. Знаешь ответ, поднимай руку, не выкрикиваем.
Викторина
- 1. Первый раунд (вопросы задаёт зайчик)
- Меняю ли я цвет шубки к зиме? (да)
- Каким цветом шубка у меня зимой? (белая)
- Каким цветом шубка у меня летом? (серая)
- Что я делаю, чтобы сбросить шерсть? (катаешься)
- Есть ли у меня домик? (нет)
- А где же я сплю? (в снежной ямке, под кустом, зарываешься в сугроб)
- В какое время суток я сплю? (днём)
- А что я делаю ночью? (отправляюсь добывать еды)
- (Картинка) Что я делаю? (грызешь веточки молодых деревьев)
- Чем я ещё питаюсь зимой? (обгладываю кору деревьев, сеном, замершей ягодой под снегом, хвоинками хвойных деревьев)
- Кто мои враги? (волк, лиса, рысь, куница, хищные птицы)
- Как я защищаюсь от врагов? (убегаю, ложусь на спину и отбиваюсь лапками)
- Все называют меня трусишкой, а я трусишка? (нет осторожный)
- Почему когда я сижу под кустиком, то поворачиваю голову по ветру? (чтобы лучше слышать)
- Где у зайчихи рождаются зайчата? (под кустом)
- Что вы можете рассказать про маму зайчиху?
- А как я меняю свою шубку (сначала белым становиться хвост, потом задние лапы, потом спинка, а потом бока)
Физминутка «Зайчик»
- Предлагаю отдохнуть перед вторым этапом викторины. Выходим и встаём в круг.
Жил – был зайчик (хлопаем в ладоши)
Длинные ушки (показать ушки)
Отморозил зайчик носик на опушке (трём носик)
И поехал греться к ребятишкам в гости.
В гостях волка нет? (качаем головой влево, вправо)
И дают морковку на обед! (гладят живот)
- Повторяем ещё раз.
- Отдохнули?
- Садитесь на свои места.
- 2. Второй раунд (вопросы задаёт белочка)
- Каким цветом шубка у меня зимой? (серая)
- А летом, каким цветом? (рыжая)
- Зачем, я свою красивую рыжую шубку, поменяла на серую? (серый цвет шубки делает тебя незаметной среди веток деревьев)
- (Картинка) Что я здесь делаю? (Грызёшь шишки, вытаскиваешь из сосновой шишки семена)
- А чем я ещё питаюсь зимой? (грибами, орехами, желудями, семенами шишек, ягодами, молодыми веточками деревьев)
- Откуда зимой я беру грибы? (грибы ты заготавливаешь осенью, сушишь на веточках и убираешь в кладовую)
- А у меня дом есть? Где я живу? (в гнезде, в дупле)
- Кому я должна сказать спасибо за дупло? (дятлу)
- А в чьём гнезде я живу? (в своём, ты сама его плетёшь)
- А из чего я его плету? (из веточек деревьев)
- Какой формы моё гнездо? (круглое)
- Чем интересно моё гнездо? (у гнезда есть вход и запасной выход)
- А как называется мой гнездо? (гайно)
- А враги у меня есть? Кто они? (куница, ястреб, сова)
- Как меня называют в народе? (хозяюшка, хлопотунья)
- Почему? (запасаешь еду на зиму, утепляешь и строишь жилище, ты хорошая и заботливая мама)
- Если в лесу нет еды, что мы белки делаем? (собираетесь в стаю и уходите в другой лес, где есть еда)
- Чем для меня служит хвост? (рулём, парашютом)
- Молодцы! Хорошо отвечали на вопросы викторины.
- Откуда, мы получали знания о природе, о жизни животных? (из книг, из познавательных мультфильмов)
Показ книг (Энциклопедия______________________, В. Зотов «Лесная мозаика»)
- Спасибо огромное нашим умным книгам.
Звуковая книга «Лесные жители»
- Зайчик и белочка принесли сегодня нам удивительную книгу (показать). Книга называется «Лесные жители». Эта книга знакомит детей с жизнью диких животных. А удивительна она тем, что она знакомит детей с тем, как разговариваю животные.
- А что значит, разговаривают? (издают определённые звуки)
- Послушаёте, как разговаривает белка.
- Как разговаривает зайчик (медведь, лиса, волк, лось)
Д/и «Узнай животного»
- А теперь, я предлагаю поиграть в игру «Узнай животного по звукам, которые он издаёт»
Глазки закрывайте, а ушки открывайте.
- Это кто?
- А это кто?
- Узнали, кто это? и т.д.
- Молодцы!
- Я думаю, что если вы окажитесь в лесу то сможете определить животного по звукам, которые он издаёт.
Картина «Зимний лес»
- Хотите оказаться в зимнем лесу?
- Закрываем глаза и говорим волшебные слова «Крибли – крабли - бумс»
- Открываем глазки.
Чудеса, как красиво в лесу зимой. Вся поляна белая – белая. Ёлочки и берёзки стоят красивые, нарядные.
- Ой, ребята, посмотрите, кто же это здесь наследил? (лесные жители)
- А вы знаете, чьи это следы? (нет)
Картинки со следами животных
- Белочка, покажи, какие следы ты оставляешь на снегу?
- Интересно, а есть ли в нашем лесу беличьи следы? (да)
- Зайчик, а теперь ты покажи, какие следы на снегу оставляешь ты?
- Посмотрим, есть ли в нашем лесу заячьи следы? (да)
Вот здесь зайчик от кого-то убегал, петлял. А вот здесь его кто-то преследовал.
- Посмотрите, какие следы на снегу оставляет лисичка.
- А лисьи следы в нашем лесу есть?
- Так вот кто преследовал зайчика.
- А вот следы волка. Посмотрите, не пробегал ли волк по нашему лесу? (пробегал)
- Что вы можете сказать про лисьи следы и волчьи? (похожи)
- А вот это следы медведя. Я думаю, что в нашем лесу, следов медведя нет, он ведь зимой спит.
Но всё-таки проверим! (есть)
Кто – то медведя разбудил.
- А зимой медведь опасен? (да)
- Почему он опасен? (близко подходит к жилью человека, может напасть на человека).
- Как называют такого медведя в народе? (шатун)
- А от чего медведь может проснуться? (от шума, от крика)
Бывая в лесу нужно вести себя правильно: не шуметь, не кричать, ветки не ломать, костров не разжигать.
Нельзя нарушать жизнь животных в лесу!
- А это след оставляет лось.
- Посмотрите, был ли лось в нашем лесу? (да)
- Ребята, а можно нам в лесу поиграть? Пока мы с вами в лесу (нет), играть нельзя. А вот вернёмся из леса и поиграем.
- Пришло время возвращаться из леса. Закрываем глаза и говорим вместе со мной волшебные слова: «Крибли – крабли - бумс».
- Вот мы и на занятии. Отдохнём. Выходим и встаём в кружок.
Физминутка
Пойдём мягко, как лисята,
А теперь попрыгаем, как заинька – трусишка,
Пробежимся, как серый волк – волчишка
И напоследок пройдёмся, мишка – косолапый.
3. Итог
- Вот и подошло к концу наше занятие.
- Понравилось вам наше занятие?
- Чему вы научились на занятии? (учились определять звуки, которые издают дикие животные, учились различать следы диких животных и т.д.)
- Теперь нам нужно будет сходить на экскурсию в лес. Вдруг мы услышим кого – то из животных или увидим, чьи-то следы.
- Белочка и зайчик дарят нам игру «Следы на снегу». Они надеются, что вы научились хорошо различать следы животных и птиц, и станете настоящими следопытами.
- Но, это ещё не все подарки. Белочка и зайчик дарят нам ещё и книгу Максима Зверева «Следы на снегу».
Белочка:
- За хорошую работу, за то, что вы так много знаете о природе, о её жителях, хочу вас угостить своими припасами (кедровые орешки).
- До свидания, ребята!
- До новых встреч!