Культура поведения дошкольников.
Дошкольное детство - это самый важный период в нравственном становлении личности ребенка. Ряд исследований наших ученых в области детской педагогики и психологии свидетельствуют о начале формирования моральных качеств личности именно в этот период. Хочется отметить, что нравственное развитие и привитие правил и норм поведения происходит благодаря воспитанию, ознакомлению ребенка с нормами поведения в жизни, в детском саду.
Понятие «Культура поведения дошкольника» можно определить, как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
Культура поведения дошкольников условно делится на следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки.
Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.
Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; доводить начатое дело до конца, бережно относится к игрушкам, книгам, вещам. Дети должны научиться готовить все необходимое для занятий, труда.
Культура общения, которая предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, в быту.Культура общения обязательно предполагает культуру речи, так как культура речи – важное орудие борьбы за общую культуру человека. Поэтому важно культуру общения воспитывать в повседневной жизни, в разных видах самостоятельной деятельности, в играх.
Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду.
Процесс воспитания культуры поведения очень сложен, предполагает сознательное и гибкое применение педагогом богатого арсенала различных методов. Необходима также «подвижность» средств воспитания, их постоянная корректировка.
Важный залог успеха в воспитании культурного поведения – высокий уровень организационно-педагогических усилий в детском саду. Это стиль работы коллектива, культура оформления помещения детского сада, оснащение педагогического процесса необходимыми пособиями и оборудованием.
Для формирования навыков культуры поведения дошкольников, разработаны ряд игр-занятий по возрастам.
Для детей 2-3 лет: «Кукла у нас в гостях», «В гостях у матрёшки», «Каждой вещи – своё место», «Мы убираем игрушки», «Весёлая мастерская», «За столом», «Умоем куклу Катю», «Оденемся на прогулку».
Для детей 3-4лет: «Помоем свои расчёски», «Наши мамы», «Хорошие поступки», «Кукла простудилась», «Кукла собирается в гости».
Для детей 4-5лет: «Чем порадуем маму?», «В гостях у бабушки», «Устроим кукле комнату», «Не забудем про друзей», «Помощники».
Для детей 5-6лет: «Наша группа», «Будем вежливым всегда», «Добрые дела», «Правила вежливости», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Мы едем в транспорте», «Одеваемся на прогулку», «Наша улица», «Мои друзья».
Для детей 6-7лет: «Мой день дома», «Моя семья», «Добрые поступки», «В школу».
Следует отметить, что воспитание культуры поведения, соблюдение правил у дошкольника, не может рассматриваться только в рамках одного детского сада. Оно предполагает обязательную связь с воспитанием детей в семье, совместные усилия в этом вопросе педагога и родителей.обязанность каждой семьи – развить культуру поведения своего ребенка с помощью своих поступков и тех действий, которые помогут в последствии ребенку анализировать свои и чужие поступки с таких общечеловеческих позиций, как добро и зло, а также оценить и подчинить свое поведение нравственным нормам и формам культуры поведения, принятым в обществе поведения. Основы культуры деятельности закладываются в детстве, а затем развиваются и совершенствуется. Только совместными усилиями мы сможем вооружить наших детей такими умениями, навыками и привычками, которые помогут установлению контактов, сохранят естественность в общении людей, помогут в создании атмосферы доброжелательности в общении
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- О.В. Петерина «Воспитание культуры поведения у детей».- М. «Просвещение» - 1992г.