Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

     Есть свой авторский материал? - опубликуйте его на нашем сайте и получите Свидетельство! (подробнее).

№ 3419 Мастер - класс по теме: «МЫ ПОКАЗЫВАЕМ КУКОЛ, А КУКЛЫ ПОКАЗЫВАЮТ НАМ МИР»

Опубликовано 31.12.2017



Симакова Татьяна Александровна
  МБДОУ Мурминский детский сад "Теремок"
Рязанская область, Рязанский район, поселок Мурмино
должность: Воспитатель первой квалификационной категории

 

Мастер - класс по теме:

«МЫ ПОКАЗЫВАЕМ КУКОЛ,

А КУКЛЫ ПОКАЗЫВАЮТ НАМ МИР»

СКАЧАТЬ (с фото)

Цель:

Познакомить с традиционным бытом наших бабушек и прабабушек, их играми и игрушками.

Рассказать и показать традиционные тряпичные куклы нашего народа, познакомить с технологией изготовления тряпичной куклы;

Развивать творческие способности;

Воспитывать любовь к истории и традициям наших предков.

Задачи:

Поделиться опытом работы с технологией изготовления тряпичной народной куклы.

Повысить профессиональное мастерство

Ознакомление с историей народной тряпичной куклы в России, ролью куклы в народном быту.

Обучение приемам изготовления куклы “Колокольчик” в соответствии с народными традициями.

Развитие логического мышления, умения сравнивать, анализировать, доказывать.

Развитие внимания, памяти, пространственного мышления, сенсорного опыта.

Развитие координации движений, функциональных возможностей кистей и пальцев рук.

Воспитание аккуратности и точности в работе.

 

Участники мастер-класса:

Молодые воспитатели и педагоги имеющие значительный стаж работы.

 

План проведения.

Мы занятие начнём,
Его с пользой проведём.
Очень важно не лениться,
А прилежно нам трудиться

 

  1. Вступительная часть.
  • целевая установка.
  • Раскрытие содержания и его отдельных составных частей.

 

  1. Основная, демонстрационная часть.
  • Оборудование для изготовления тряпичной народной куклы «Колокольчик»
  • Образцы тряпичных народных кукол.

 

  1. Комментирующая часть.
  • Из истории о куклах.
  • Создание тряпичных народных куклы .
  • Инструменты для изготовления тряпичной народной куклы.
  • Правила выполнения тряпичной народной куклы.
  • Советы по изготовлению тряпичной куклы.

 

  1. Практическая часть.

Изготовление тряпичной народной куклы «Колокольчик».

 

  1. Обсуждение занятия педагогами.
  • Удовлетворены ли интересы педагогов.
  • Что интересного узнали.
  • Как будете использовать в своей работе.

 

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Начнём наше занятие с загадки.

Есть ноги, но не ходит
Есть рот, но не говорит,
Доставляет детям радость,
Но сама радоваться не может.

Что это?

Кукла

Как думаете, чему будет посвящено наше занятие? Правильно кукле.

Сегодня мы познакомимся с историей возникновения тряпичной, народной куклой. С ее изготовлением.

А так же попробуем изготовить тряпичную народную куклу «Колокольчик».

С давних времен кукла была традиционной игрушкой русского народа. Она сопровождала человека от рождения до смерти и была неприемлемым атрибутом любых праздников. Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как, играя в них ребенок учился вести хозяйство , обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

Большинство кукол на Руси были оберегами и ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес - это среда обитания русского человека. Рукотворная игрушка служила для наших предков своеобразным родовым этническим кодом, который указывал ориентиры жизненного пути. Рассматривая старые куклы, мы заметим, как проступает в них цепочка скрытых символов, характерных для мифологического сознания крестьянина, для русской народной культуры. Поэтому в изготовлении традиционных тряпичных кукол не было случайностей – во всем усматривался определенный смысл. Как правило, тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры: кусок ткани, свернутый в скалку, тщательно обтянутое белой льняной тряпицей лицо, груди из ровных тряпичных шариков, коса и обыденный или праздничный крестьянский наряд из лоскута.

 

 ,, Домодельные” куклы дарили родным и близким, скрепляя родовые узы: это тоже одно из свидетельств их сакрального значения. В семье же для своих детей, куклы “вертели” обычно из старого тряпья. И даже не по бедности, а по ритуалу кровной близости. Считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом. Для кукол чаще всего использовали подолы женских рубах и фартуков. Именно эти части костюма, соприкасаясь с землей и вбирая, таким образом, ее силу, имели наибольшее сакральное значение. Примечательно, что лоскутки для кукол всегда рвали по прямой нитке, а не отрезали ножницами. Считалось, что такая игрушка пророчила ее маленькой хозяйке целостность без изъянов и повреждений. 

Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.       Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними.  Потом эти куклы переходили к детям.

В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы - особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни. Для игры собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. И каждая девка приносила с собой коробейку с куклами. В игре их было до двадцати и более: жених, невеста, родители молодых, подруги-повязочницы, подруги-кокушницы, тысяцкий, повозник и все остальные, как полагается на настоящей свадьбе.
            Игрушечные традиции бытовали в каждом уголке России. Любой ребенок имел свою куклу, начиная с кукол-скруток, которые относятся к самым истокам славянской народной культуры.    

             В настоящее время известно более 90 видов различных кукол: обереговых, обрядовых и игровых.

       Кукол в каждой функциональной группе очень много, мы рассмотрим только некоторых, самых интересных "представителей".

Впервые народная кукла стала предметом научного и общественного мнения в конце 1870-х годов. Связано это в первую очередь с деятельностью выдающегося представителя российской науки Егора Арсеньевича Покровского (1834-1895г) основоположника отечественной этнографии детства. Известный московский врач-педиатр, доктор медицины, почетный член Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и географии, он принял самое пристрастное участие в организации Антропологической выставки в 1879 году. В панораме «Воспитания русских крестьянских детей» среди колыбелей, каталок, ходалок, игрушек заняла место и народная кукла, преимущественно тряпичная. Мир детства впервые предстал как ценностное явление народной культуры. Его работы читал и правил Лев Николаевич Толстой при изучении опыта воспитания крестьянских детей.

    Тряпичная кукла - неотъемлемая часть русской культуры, и в сегодняшней России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую функцию: она становится живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.

 

Описание изготовления тряпичной куклы «Колокольчик»

Куклу добрых вестей Колокольчик еще называют Валдайским колокольчиком, так как родина куклы — Валдай. 

Сегодня я хочу предложить Вам мастер-класс по созданию народной куклы. 
Так что, приступая к работе, запаситесь добрыми мыслями и хорошим настроением. Кукла проста в изготовлении, суть её всем понятна: приносить в дом радость и хорошее настроение. Колокольчик несёт в себе закон гармонии. На кукле три юбки как три тела. А когда телу хорошо, на душе радость и дух спокоен, когда между ними лад, это и есть счастье. Звонкий колокольчик напоминает о праздничных тройках со звенящими под дугой колокольчиками. 
Я буду делать куклу «Колокольчик». Родина куклы - Валдай. Оттуда пришли валдайские колокольчики. Звон колокольчика отгоняет злых духов и болезни. Считалось, что если в доме был такую куклу, то его не покидало радость, веселье и счастье.
Раньше такие куколки имели еще общие имена: рванки и мотанки. При их создании не применялись ни иглы, ни ножницы. Так как делающий куклу не хотел, чтобы владелец оберега был подвержен «колото-резанной» жизни. Создавались они из лоскутков ношеной одежды. И сохраняли в себе теплоту мыслей человека, носящей ее. 

 


Для работы нам понадобятся
 (рис. 1):

 


- добрые мысли и пожелания;
- хлопчатобумажная ткань (белая);
- разноцветные лоскуты тканей (хлопок, ситец);

- ножницы;
- карандаш;
- линейка

 

 

Даря куклу Колокольчик мы желаем другу получать только хорошие известия и пребывать в радости.

1). Подбираем и вырезаем три круга из подходящих по цвету тканей диаметром 24, 19, 16 см. Квадрат белой ткани для лица 20х20 см. Лучше, если ткань будет не тонкой. Немного синтепона для головы. Колокольчик, нитки для обвязок. Косынку можно двумя способами делать и надевать: первый — полукруг 16 см круга, второй — обычная косынка из тонкой ткани.

 

 

 

2). К колокольчику привязываем нитку и привязываем его к синтепону. синтепон помещаем в центр большого круга. 

 

 

 

3 Обвязываем. Следим, чтобы центр не сместился и края юбки были ровными.

 

 

 

 

4). Затем второй лоскут также ровно надеваем и закрепляем.

 

 

 

5). Аналогично и третий лоскут.

 

 

 

6). Белый лоскут для лица складываем противоположными углами к центру.

 

 

7). Примеряем сложенный лоскут к голове так, чтобы ниже шеи оставалось примерно 1 см подгиба. Не меньше. 

 

 

 

\8). При необходимости регулируем, закрепляем на шее.

 

 

 

9). Оформляем руки.

 

 

 

 

10). Надеваем косынку и завязываем её под ручками.

 

 

 

Вот и подошла к концу наша встреча. Каждый из вас держит в руках частичку истории, доброты, традиций наших предков. Спасибо всем за работу и теплую нашу встречу.

Кукла-дружок делалась для того, чтобы ребенок не боялся оставаться дома один (например, «зайчик на пальчик», птичка, куклы-закрутки). Такая кукла (народная) - игрушка, которая делалась бабушкой вместе с внучками, мамой совместно с дочками, обучая их и одновременно приучая к творчеству и трудолюбию.

Куклу-птичку изготавливали из куска яркой ткани в форме квадрата, придавая с помощью перевязываний нитками форму птицы. Такие птички делаются небольшими и развешиваются в углах дома или над кроваткой ребенка.

Пеленашка — куколка, спеленутая тканью, клалась младенцу в колыбельку, чтобы принимать на себя все напасти от злых духов.

 

Куклы-закрутки (или другое название столбушки) делаются путем закручивания куска ткани или трубочки из бересты, на которую затем одеваются детали одежды: рубашка, юбочка, сарафан, душегрея, на голову делается коса из ниток или пряжи, закрепляется при помощи платка.

 

При изготовлении всех игрушек запрещалось использовать нитки и иголки, а также рисовать куклам лицо: оно всегда оставалось чисто-белым.

Кострома — делается на масленицу, ее ставили на всю праздничную неделю, а затем сжигали.

Пасхальная кукла (голова сделана из яйца) и Пасхальная голубка (обязательно ярко-красная) — использовались для украшения дома на Пасху.

Купавка — делалась на праздник Ивана Купалы, затем ее справляли по воде, а по тому, как она поплыла (уйдет в водоворот, поплывет свободно или ее прибьет к берегу), предсказывали, каким будет весь год.

Веснянка — подруги дарили друг дружке, призывая скорый приход весны.

Плодородие — кукла, изображающая многодетную маму, привлекала богатство в семью.

Кормилица — с большой грудью, чем больше, тем лучше.

Кубышка-травница — полезная куколка, наполненная душистыми лекарственными травками, очищала воздух в избе или над колыбелькой малыша.

Куклы-кувадки —их подвешивали над колыбелькой малыша как обереги либо клали прямо в кроватку, чтобы малыш игрался в отсутствие мамы (часто их было несколько штук разного цвета, они были заменой погремушкам).

Колокольчик (придумана на Валдае) — куколка, которая приносит добрые вести. Она имеет 3 юбочки по числу царств и видов счастья (медное, серебряное, золотое

Девка-баба (Перевертыш, Вертуха) — кукла о двух головах, четырех руках и с 2 юбками. Секрет ее прост — одна куколка-девка спрятана под юбкой другой — бабы и появляется, если ее перевернуть. Отражает двойную женскую сущность: молодая девушка красива, весела и беззаботна, затем, выйдя замуж, становится бабой (хозяйственной, заботливой, оберегающей свою семью, детей и дом).

Неразлучники — обереги, охраняющие семейные пары, изготавливаются на одной руке как символ того, что муж и жена пройдут по жизни вместе в радости и в горе. По сложившейся традиции, таких неразлучников подвешивают после церковного венчания во главе свадебного кортежа, а после свадьбы их хранят в доме как оберег семейной верности

 

Берегиня (хранительница семьи) — вешалась над входной дверью, чтобы защищать дом от злых духов и сглаза.

Зернушка (Крупеничка) — состоит из мешочка с зерном, символизирующего достаток и сытую жизнь.

Подорожница — небольшая (3-5 см) куколка с котомкой в руках (внутри лежит щепотка родной земли или зола), которая предназначена для оберега путников.

Кукла-столбушка «Плорододиек ее телу обычно привязывали несколько Пеленашек, чтобы род процветал и не угасал — дарили молодым на свадьбу с благими пожеланиями.

Десятиручка (имеет множество рук) — помогает хозяйке все успевать по дому.

Куклы-мотанки

Славянская кукла-мотанка берет свои истоки еще с трипольской культуры. Основу ее составляет скрученная сварга, прототипом которой являются, представленные во множестве мотивы на глиняных изделиях, найденных при раскопках захоронений трипольской эпохи.

Сварга — символ движения, спирали и энергетических вихрей, получается при помощи скручивания и свивания, что имеет ритуальное значение. Вместо лица у нее изображался крест, что свидетельствовало о ее пребывании за пределами времени и пространства. Она является архетипом Великой Богини.

 

Наряд и головной убор делаются отдельно, его можно вышить, украсить кружевом. Каждый элемент имеет свое значение:

юбка — символ земли, волнистая линия на ней — связь с водой;

сорочка — триединство мира;

украшения на голове (лента, платок) — символ связи с небом.

Все выполненные отдельно детали и украшения вручную приматываются к туловищу. Наши предки были уверены, если кукла начата, то закончить ее нужно обязательно, иначе придут несчастья. Ни одна женщина не оставляла работу неоконченной, так как боялась, что это принесет в ее семью неприятности и болезни.