Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

     Есть свой авторский материал? - опубликуйте его на нашем сайте и получите Свидетельство! (подробнее).

№ 3411 Условия успешной адаптации первоклассников к школе

Опубликовано 29.12.2017

Федоскина Надежда Егоровна
МБДОУ №56, Кемеровская область, г.Ленинск-Кузнецкий
Воспитатель

 

Условия успешной адаптации первоклассников к школе

 

Самой большой трудностью для первоклассника является адаптация к новым условиям. Ему крайне трудно сменить свою прежнюю деятельность на новую. В детском саду ведущий деятельностью была игра, а придя в школу, он должен привыкнуть к новым условиям, новой деятельности.

Обычно период адаптации составляет от 1 до 2 месяцев. В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Другие очень скованны, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании, плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризны, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей.

Адаптируясь к школе, первоклассник перестраивает свою эмоционально-волевую, познавательную и мотивационную сферы. 
Школьная адаптация – это приспособление ребенка к условиям и требованиям школы, которые для него являются новыми по сравнению с условиями детского сада и семьи в дошкольном детстве. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Цель адаптационного периода: создать психолого – педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.

Задачи адаптационного периода для первоклассников:

— помочь ребенку вжиться в позицию школьника (поэтому важно показать различие: школьник — не  школьник);

— ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии;

— научить ребенка задавать вопрос (не столько в процедурном плане, сколько в смысле решимости);

— подготовить родителей к новой роли — родителя школьника. Нельзя резко менять свои требования к ребенку. То, что мама с папой тоже начинают ориентироваться только на отметку («Кто же любит троечников, мой дорогой»), может травмировать малыша больше, чем сами школьные неприятности. Важно, чтобы самооценка ребенка не повисала в воздухе, не была выдуманной, идеальной, надо, чтобы она была подкреплена чем-то реальным. Он должен знать, что он многое может и многое умеет (а что-то - даже лучше, чем другие, например, рисовать, лепить, петь,  читать стихи).  

Только вместе с родителями, общими усилиями можно добиться того, чтобы ребенок раскрыл свои способности.

Для того, чтобы ребёнок был способен лучше адаптироваться к изменившимся условиям его жизни, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Дети с отрицательной самооценкой склонны в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, эти дети хуже приспосабливаются к школьной жизни, трудно сходятся со сверстниками, учатся с явным напряжением, испытывают трудности в овладении знаниями.

Всем известно о негативном влиянии тревожности на адаптацию к школе и успеваемость учащихся. Для снижения уровня тревожности, с целью создания условий для успешной адаптации, необходимо обеспечить ребёнку сферу успеха и самореализации, ввести максимально щадящий оценочный режим в сфере неуспеха, учитывать индивидуальность в процессе воспитания и обучения.

Мотивацию достижения успеха трактуют как стремление к улучшению результатов, неудовлетворённость достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало. Мотивация достижения успеха способствует успешной адаптации первоклассников к обучению.

Большинство первоклассников идут в школу с явным желанием учиться. Они непосредственны, любопытны, открыты, доверчивы. Они уверены, что школа их всему научит, ждут от нее новой интересной жизни.

 Но зачастую малыш быстро понимает, что учеба – это тяжелый труд, и не всегда он приносит радость. И тут желание ребенка гаснет, а иногда и пропадает совсем. А как важно интерес к школе, с которым приходят дети в первый класс, разжечь в неугасимый огонь познания.  

Основные показатели благоприятной адаптации ребенка: 

1.Сохранение физического, психического и социального здоровья детей.

2.Установление контактов с учащимися и учителями.

3.Формирование адекватного поведения.

4.Овладение навыками учебной деятельности.

Продуманная мотивация обеспечения активности познавательной деятельности ученика является движущей силой в развитии ребенка, в его деятельности. Важно вовремя поддержать маленького школьника, похвалить, побудить стремление стать лучше.

Действительно, очень труден и тернист для первоклассников адаптационный период в школе. И главная  задача  - создание благоприятных условий, чтобы начало обучения ребенка в школе позволило занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности.

 

Список литературы:

1.Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. – М.: «МГОПУ»,1999.
            2.Ефимова С.П. Как помочь первокласснику хорошо учиться. – М.: «АСТ», 2003

3.Ускова С.А. Психологическая готовность ребенка к школе. – М.: «СФЕРА»,1998.