Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

     Есть свой авторский материал? - опубликуйте его на нашем сайте и получите Свидетельство! (подробнее).

№ 3409 «Формы организации обучения конструированию: конструирование по замыслу»

Опубликовано 28.12.2017

 

«Формы организации обучения конструированию: конструирование по теме и по замыслу»

 

Подготовила

Шимохина Е.П.

Конструирование по замыслу.

Особенности конструктивного замысла

Конструирование по замыслу – самостоятельное определение детьми содержания конструкции и способов ее выполнения.

Конструирование по замыслу, по сравнению с конструированием по образцу, обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как будут конструировать, они могут ограничиться воспроизведением представления  о тех постройках, которые уже имели место в его опыте. Тогда деятельность детей носит воспроизводящий характер. Иногда исходным при создании замысла могут быть образы, возникающие на основе восприятия предметов действительности.

Исходным для замысла могут быть образы конструкций, имевших место в опыте детей, которые комбинируются, реконструируются ребенком.

Постепенно, в результате поиска, в основе которого лежит сложная аналитико-синтетическая деятельность, рождается замысел постройки.

Но создание замысла будущей конструкции и его осуществление - достаточно трудная задача для дошкольников: их замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности, что является положительным моментом для развертывания дальнейшего творческого конструирования.

      Чтобы эта деятельность протекала как поисковый и творческий процесс, дети должны иметь обобщенные представления о конструктивном объекте, владеть обобщенными способами конструирования. Источником замысла детей является все окружающее: разнообразный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, в первую очередь игра. Но восприятие окружающего у детей часто бывает поверхностным: они схватывают в первую очередь внешние стороны предметов, явлений, которые затем и воспроизводят в практической деятельности. Важно создать условия для более глубокого освоения окружающего, для формирования умения видеть характерные особенности предметов, явлений, а также взаимосвязи между ними и по-своему передавать их в конструкциях, поделках. Конструирование в этом случае опирается на образные представления о реально существующих или кем-то придуманных (например, в сказках) объектах, и это становиться основой детских замыслов.

      Сопоставляя деятельность детей по созданию замысла в ходе различных видов конструирования, можно заметить, что все они имеют большие возможности для преобразования творческой деятельности детей. С одной стороны, при создании конструктивного замысла во всех случаях дети могут идти по пути воспроизведения деятельности взрослого, педагога, или деятельности, имевшей место в предыдущем опыте детей. С другой – во всех видах конструирования создание замысла может происходить на основе очень сложной преобразующей деятельности детского мышления и воображения и иметь творческий характер.

      Конструктивный замысел детей с элементами творчества может создаваться в любом конструировании, в котором отражается собственная преобразующая деятельность мышления и воображения ребенка, обусловленная познавательными его интересами.

Воплощение замысла в процессе конструирования

Детские замыслы уточняются и совершенствуются в ходе практического конструирования. Сооружая ту или иную постройку, дети активно ищут способы воплощения своего замысла, на основе чего уточняется, дополняется конструкция.

     Замысел детей обычно дополняется новыми элементами, когда дети развертывают на основе построек сюжетно-ролевые игры.

    Начальные проявления детского творчества наблюдается уже в младшем дошкольном возрасте. Воспитателю необходимо учитывать, что в конструктивной деятельности младших дошкольников при создании постройки не всякие изменения можно считать творчеством.

     Дети старшего дошкольного возраста проявляют готовность к творческому поиску более высокого уровня. Этот поиск характеризуется тем, что дети вначале решают возникшую задачу в уме, а потом уже приступают к практическому ее осуществлению.

При конструировании детьми постройки по собственному замыслу перед воспитателем ставятся следующие задачи:

- закрепить у детей полученные знания и конструктивные навыки;

- способствовать развитию их творчества, самостоятельности и организованности;

-научить создавать замысел и реализовывать его, добиваясь поставленной цели.

      В начале занятия необходимо выяснить:

- что хотят строить?

- для кого?

- из каких  деталей?

-  в какой последовательности?

Таким образом, дети приучаются предварительно обдумывать процесс возведения.

Конструирование по теме.

Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу - с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограниченны определенной темой.

Основная цель конструирования по заданной теме - актуализация и закрепление знаний, и умение.