Юдина Людмила Викторовна
МБДОУ №50 "Северянка", город Ульяновск
Воспитатель
Рабочая программа воспитателя
СКАЧАТЬ (полная работа с таблицами)
|
стр |
Раздел 1. Целевой раздел |
|
1.1.Пояснительная записка |
3 |
1.1.1. Цели и задачи реализации программы |
3 |
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы |
4 |
1.1.3. Характеристики особенностей развития детей 3-4 летнего возраста |
6 |
1.2.Планируемые результаты |
9 |
1.3.Оценка качества образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях |
12 |
Раздел 2. Содержательный раздел |
|
2.1.Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях |
20 |
2.2.Взаимодействие взрослых с детьми |
28 |
2.3.Планирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями, состоянием здоровья |
39 |
2.4.Описание особенностей взаимодействия педагогического коллектива с се- мьями воспитанников. |
40 |
2.5.Организация физкультурно-образовательной работы |
44 |
2.6.Региональный компонент (климатические, демографические, национально- культурные особенности организации образовательного процесса) |
47 |
2.7.Содержание коррекционной работы |
50 |
2.8.Особенности взаимодействия с семьями воспитанников |
51 |
Раздел 3. Организационный раздел |
|
3.1. Психолого – педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка |
55 |
3.2. Организация развивающей предметно – пространственной среды |
57 |
3.3. Кадровые условия |
64 |
3.4. Материально – технические условия, обеспечивающие развитие ребенка |
65 |
3.5. Планирование образовательной деятельности |
66 |
3.6. Режим дня и распорядок |
71 |
3.7. Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы и обеспечивающих ее реализацию нормативно – правовых, финансовых, научно – методических, кадровых, информационных и материально – технических ресурсов |
73 |
3.8. Перечень нормативных и нормативно – методических документов |
75 |
3.9. Перечень литературных источников |
77 |
3.10. Календарный учебный график. Режим работы |
80 |
3.11. Учебный план |
82 |
3.12. Модели организации образовательного процесса (на месяц, неделю, день) |
86 |
3.13. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий |
100 |
Приложение |
|
Содержание
Раздел 1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка.
Рабочая Программа по развитию детей второй младшей группы в соответствии с основной общеобразовательной программой Детский сад № 53 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.
Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, Ульяновской области и города Димитровграда, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени и дошкольного образования.
Кроме того, учтены концептуальные положения используемой в ДОУ комплексной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы (2015г.).
Образовательная программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
-«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13);
- Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.
- Конституция Российской Федерации". Принята всенародным голосованием 12.12.1993г. (ст.43, 72).
Содержание образовательного процесса во второй младшей группе выстроено в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы (2015г.).
1.1.1. Цели и задачи реализации программы
Цель: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
- креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения;
- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
- уважительное отношение к результатам детского творчества;
- обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;
- координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
- обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом;
- соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста.
Годовые задачи на 2015-2016 учебный год:
1. Реализация задач по образовательной области «Познавательное развитие»
Развитие у детей познавательных интересов, познавательных качеств через обследование предметов окружающего мира в познавательно-исследовательской, конструктивной деятельности с помощью использования различных форм взаимодействия с детьми в непосредственно образовательной деятельности
2. Реализация задач по образовательной области «Физическое развитие»
Повышать эффективность работы педагогов, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие физических качеств, выполнением основных движений, овладением подвижными играми с правилами, формирование двигательных умений и навыков в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, как в условиях детского сада в процессе образовательной деятельности во время проведения НОД, режимных моментах, так и в семье.
3. Реализация задач по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Продолжать работу с педагогами по стимулирование социально-коммуникативного развития дошкольников по освоению первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы
1. Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей.
3. Уважение личности ребенка.
4. Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Основные принципы, способствующие реализации ФГОС дошкольного образования
1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.
2.Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования).
3.Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
4.Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
5. Сотрудничество ДОУ с семьей.
6.Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
7.Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
8.Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
9.Учет этнокультурной ситуации развития детей.
Принципы, сформулированные на основе особенностей программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы:
Программа опирается на следующие принципы:
1.Гуманизация. Отражение принципа в Образовательной программе МБДОУ означает: признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка, признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка и недопустимости осуждения ребенка при необходимости осуждения его поступков.
2.Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.
3.Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.
4.Непрерывность образования. Принцип требует связи всех ступеней образования, начиная с младшего дошкольного возраста до старшей группы. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении в начальной школе по любой из программ начального образования.
5.Системность. Образовательная программа представляет собой целостную систему: все компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы.
6.Управляемость реализацией Образовательной программы предполагает постоянное ее регулирование и коррекцию на основе мониторинга образовательного процесса.
7.Дидактический принцип. Развивающее обучение и научное положение Л.С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В.В. Давыдов).
8.Культуросообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания ребенка. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (представление, знание, мораль, искусство, труд).
1.1.3. Характеристики особенностей развития детей 3-4 летнего возраста
Общение ребенка становится внеситуативным. Игра становится ведущим видом деятельности. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвёрнутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. Изобразительная деятельность ребёнка зависит от его представлений о предмете: у одних - в изображениях отсутствуют детали, у других- рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет, под руководством взрослого вылепить простые предметы. Им доступны простейшие виды аппликации. Конструктивная деятельность ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.Развиваются память и внимание: дети могут запомнить 3 – 4 слова и 5 – 6 названий предметов, значительные отрывки из любимых произведений.Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
Начинает развиваться воображение, которое проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других. Дети играют рядом, наблюдаются устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя. Поведение ребёнка ещё ситуативное.Продолжает развиваться половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
Физическое развитие
3-хлетний ребенок владеет основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами). Возникает интерес к определению соответствия движений образцу. Дети испытывают свои силы в более сложных видах деятельности, но вместе с тем им свойственно неумение соизмерять свои силы со своими возможностями.
Моторика выполнения движений характеризуется более или менее точным воспроизведением структуры движения, его фаз, направления и т.д. К 4-м годам ребенок может без остановки пройти по гимнастической скамейке, руки в стороны; ударять мяч об пол и ловить его двумя руками (3 раза подряд); перекладывать по одному мелкие предметы (пуговицы, горошины и т.п. – всего 20 шт.) с поверхности стола в небольшую коробку (правой рукой).
Начинает развиваться самооценка при выполнении физических упражнений, при этом дети ориентируются в значительной мере на оценку воспитателя.
3-4-х летний ребенок владеет элементарными гигиеническими навыками самообслуживания (самостоятельно и правильно моет руки с мылом после прогулки, игр, туалета; аккуратно пользуется туалетом: туалетной бумагой, не забывает спускать воду из бачка для слива; при приеме пищи пользуется ложкой, салфеткой; умеет пользоваться носовым платком; может самостоятельно устранить беспорядок в одежде, прическе, пользуясь зеркалом, расческой).
Социально- коммуникативное развитие
К трем годам ребенок достигает определенного уровня социальной компетентности: он проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками. У ребенка возникают личные симпатии, которые проявляются в желании поделиться игрушкой, оказать помощь, утешить. Ребенок испытывает повышенную потребность в эмоциональном контакте со взрослыми, ярко выражает свои чувства - радость, огорчение, страх, удивление, удовольствие и др. Для налаживания контактов с другими людьми использует речевые и неречевые (взгляды, мимика, жесты, выразительные позы и движения) способы общения. Осознает свою половую принадлежность («Я мальчик», «Я девочка»). Фундаментальная характеристика ребенка трех лет - самостоятельность («Я сам», «Я могу»). Он активно заявляет о своем желании быть, как взрослые (самому есть, одеваться), включаться в настоящие дела (мыть посуду, стирать, делать покупки и т.п.)». Взаимодействие и общение детей четвертого года жизни имеют поверхностный характер, отличаются ситуативностью, неустойчивостью, кратковременностью, чаще всего инициируются взрослым.
Для детей 3х летнего возраста характерна игра рядом. В игре дети выполняют отдельные игровые действия, носящие условный характер. Роль осуществляется фактически, но не называется. Сюжет игры - цепочка из 2х действий; воображаемую ситуацию удерживает взрослый. К 4м годам дети могут объединяться по 2-3 человека, для разыгрывания простейших сюжетно-ролевых игр. Игровые действия взаимосвязаны, имеют четкий ролевой характер. Роль называется, по ходу игры дети могут менять роль. Игровая цепочка состоит из 3-4 взаимосвязанных действий. Дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию.
Познавательное развитие
В развитии познавательной сферы расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке. Ребенок активно использует по назначению некоторые бытовые предметы, игрушки, предметы-заместители и словесные обозначения объектов в быту, игре, общении. Формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие. В практической деятельности ребенок учитывает свойства предметов и их назначение: знает название 3-4 цветов и 2-3 форм; может выбрать из 3-х предметов разных по величине «самый большой». Рассматривая новые предметы (растения, камни и т.п.) ребенок не ограничивается простым зрительным ознакомлением, а переходит к осязательному, слуховому и обонятельному восприятию. Важную роль начинают играть образы памяти. Память и внимание ребенка носит непроизвольный, пассивный характер. По просьбе взрослого ребенок может запомнить не менее 2-3 слов и 5-6 названий предметов. К 4-м годам способен запомнить значительные отрывки из любимых произведений.. Рассматривая объекты, ребенок выделяет один, наиболее яркий признак предмета, и ориентируясь на него, оценивает предмет в целом. Его интересуют результаты действия, а сам процесс достижения еще не умеет прослеживать.
Конструктивная деятельность в 3-4 года ограничивается возведением несложных построек по образцу (из 2-3 частей) и по замыслу. Ребенок может заниматься, не отрываясь, увлекательным для него деятельностью в течение 5 минут.
Речевое развитие
Общение ребенка в этом возрасте ситуативно, инициируется взрослым, неустойчиво, кратковременно. Осознает свою половую принадлежность. Возникает новая форма общения с взрослым – общение на познавательные темы, которое сначала включено в совместную с взрослым познавательную деятельность.
Уникальность речевого развития детей в этом возрасте состоит в том, что в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. В младшем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного господства ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и ситуативной, и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи. Овладение родным языком характеризуется использованием основных грамматических категорий (согласование, употребление их по числу, времени и т.д., хотя отдельные ошибки допускаются) и словаря разговорной речи. Возможны дефекты звукопроизношения.
Художественно-эстетическое развитие
Ребенок с удовольствием знакомится с элементарными средствами выразительности (цвет, звук, форма, движения, жесты), проявляется интерес к произведениям народного и классического искусства, к литературе (стихи, песенки, потешки), к исполнению и слушанию музыкальных произведений.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В 3-4 года они только начинают формироваться. Графические образы бедны, предметны, схематичны. У одних дошкольников в изображении отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Замысел меняется по ходу изображения. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития моторики в этом возрасте имеет лепка. Ребенок может вылепить под руководством взрослого простые предметы. В 3-4 года из-за недостаточного развития мелких мышц руки, дети не работают с ножницами, апплицируют из готовых геометрических фигур. Ребенок способен выкладывать и наклеивать элементы декоративного узора и предметного схематичного изображения из 2-4 основных частей.
В музыкально-ритмической деятельности ребенок 3-4 лет испытывает желание слушать музыку и производить естественные движения под звучащую музыку. К 4 годам овладевает элементарными певческими навыками несложных музыкальных произведений. Ребенок хорошо перевоплощается в образ зайчика, медведя, лисы, петушка и т.п. в движениях, особенно под плясовую мелодию. Приобретает элементарные навыки подыгрывания на детских ударных музыкальных инструментах (барабан, металлофон). Закладываются основы для развития музыкально-ритмических и художественных способностей.