Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

     Есть свой авторский материал? - опубликуйте его на нашем сайте и получите Свидетельство! (подробнее).

№ 2892 РОЛЬ ЭТНОКУЛЬТУРЫ НАРОДА ХАНТЫ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО САДА

Опубликовано 29.08.2017

З.М.Рудюк,

кандидат педагогических наук,

педагог дополнительного образования,

МДОУ «Радуга», с.Аксарка

 

РОЛЬ ЭТНОКУЛЬТУРЫ НАРОДА ХАНТЫ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО САДА

 

Окружающий нас современный мир – это сложное образование, подходить к которому нужно с новым уровнем знаний и представлений, как единому, целостному природно-социальному организму.

В отечественной педагогике проповедуется главный принцип: воспитывать детей на искусстве того края, где живет человек. За последнее время в северных районах России назрела необходимость передачи новым поколениям традиций национальной культуры – выработанных народом форм эстетического отношения к миру. Декоративность, выразительность орнаментов, цвета, пластики созвучны особенностям эстетических чувств, восприятия и ощущений детей дошкольного возраста как в произведениях народных мастеров, так и в творчестве детей – все дышит радостью, потому что именно в общении с народной культурой происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к родному краю. Приобщение детей к национальной культуре народов Севера содействует воспитанию человека-патриота, знающего и любящего свой родной край, уважающего коренной народ, культуру и традиции, осознанию ребенком себя как коренного жителя, наследника богатой истории и культуры Ямала, желающие внести свой вклад в его развитие.

Работа по приобщению детей к национальной культуре народов Севера предполагает ожидать следующие результаты:

-изучая традиции, жизнь и быт народа Севера ханты, дети усваивают нравственные правила и нормы поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное, уважительное отношение к коренным жителям нашего региона, к природе родного края, к тому, что окружает ребенка и близко ему со дня рождения, учатся сохранять и преумножать богатство родной земли;

-у детей формируются мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции, которые проявляются на уровне нравственных идеалов – любви к малой родине;

-осуществляется воспитание начал интернационализма, которое предполагает как общение детей разных национальностей в дошкольном учреждении, так и специальное ознакомление с жизнью других народов, в частности народа ханты;

-формируется позитивное восприятие национальных различий, других культур, языка, религий, убеждений.

Культура народов Севера является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями народов Севера, духовно – нравственного воспитания, способности видеть красоту и гармонию, но и способствовать развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально – положительное отношение к объектам эстетического содержания.

Поэтому одним из приоритетных направлений моей работы по приобщению детей к культуре народа ханты является ознакомление детей дошкольного возраста с народными играми, их многообразием.

Далеко не все педагогические ресурсы используются в сфере воспитания в детском саду, к таким мало используемым и изученным средствам воспитания относятся игры народа ханты. Народная игра - важнейший способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому. Она направлена на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, традиций, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. В своей практике народ издавна замечал, что игра благотворно воздействует на развитие ребенка. Народные игры являются основным средством воспитания и развития ребенка в тундре.

Проблема видится в том, что нет системы работы, методических пособий по ознакомлению детей  дошкольного возраста с национальными играми народов Севера (народа ханты). Традиционные игры детей представляют собой универсальное средство воспитания, поскольку они не только воспитывают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье. Они отражают все области народного творчества.

Участвуя в играх, дети познают не только материальную культуру, но и духовную культуру  народа ханты и проникаются его духом.

         Включение народных подвижных игр в структуру образовательно-воспитательной работы требует обоснованного управления процессом физического и общеличностного совершенствования 3-7 летних детей под влиянием применяемых подвижных игровых средств (содержательности и этнической выразительности игр, соответствия их контекста состоянию духовного мира участников игрового действия; оформленности единоборств и коллективных игровых акций присущим своему или иным народам оборудованием и оснащением).

При использовании народных подвижных игр детей дошкольников высокую эффективность демонстрирует комплекс рациональных общеметодических приемов, ведущими в котором являются:

  • Ø целенаправленное разучивание на занятиях элементов народных подвижных игр;
  • Ø оказание уместной консультативно-педагогической помощи детям-участникам народных подвижных игр;
  • Ø обращение к совместной с детьми корректировке содержания используемых игр в зависимости от конкретных обстоятельств их проведения – в рамках требований общечеловеческих духовно-нравственных ценностей;
  • Ø наставническое стимулирование попыток приобщения детей к народным подвижным играм в досуговом пространстве дошкольного учреждения;
  • Ø взаимодействие с местными знатоками народной игры в качестве консультантов.

Работу по приобщению детей к традиционным играм и народным игрушкам можно вести по следующим направлениям:

n  включить народную хантыйскую игрушку в оформлении интерьера детского сада;

n  необходимо вводить народную игрушку в практику работы не только как средство эстетического и художественного воспитания, но и как средство всестороннего развития ребенка;

n  хантыйские детские игры тесно связаны с фольклорными элементами: считалки, загадки, поговорки которые создают необходимое настроение, дисциплинирует игроков и т.д.

        Работая с детьми, нужно помнить о том, что впечатления детства наиболее глубоки, а народные игры и игрушки - это прекрасное средство развития активной личности. В традиционной жизни ханты рано приобщали детей к изготовлению народной игрушки. Этот вид декоративно-прикладного искусства у обско-угорских народов является особо привлекательным и доступным для детей. Народная игрушка яркая, красочная, выразительная. Игрушки хантыйских детей  повторяют предметы из реального мира: маленькие чумы, изображения оленей и нарт, куклы, одетые в  меховую одежду. Дети умели вдохнуть в эти одушевленные предметы жизнь. Игрушка, необходимая ребенку должна оставлять простор для его творчества. Она может быть очень условной, но именно такая игрушка позволяет ребенку переноситься через время и расстояние, является постоянным движением, постоянным перевоплощением, постоянной сменой образов. Этими способностями обладает  традиционная хантыйская кукла-«Акань», изготовленная из утиного клюва, созданная для радости девочки, привлекающая её внимание именно своей простотой и непритязательностью.

На работе в детском саду провожу мастер-классы «Акань-изготовление из утиных клювов» с родителями и сотрудниками учреждения. В наши дни в такие куклы почти не играют. Хотя, увидев народные игрушки, дети в саду всегда проявляют интерес. Используя этот интерес, воспитатель может с помощью старинных игр и игрушек знакомить детей с историей своего народа на доступном им уровне. На занятии важно не только сшить куклу, но и рассказать о ней. Дети под руководством педагога  умело играют в  национальные  игрушки: копыта, косточки оленьи. Косточки оленьи покрашены в разные цвета: повторяем и цвета.  Разучивание и разыгрывание считалок происходит в подвижных играх, цель которых состоит в соотнесении звукового содержания, ритма, интонации. Игры проводятся с использованием игрушек  и игрового материала (копыта и косточки оленьи, веревки, лук, нарты, чум…). С большим  удовольствием играют в хантыйские куклы – Акань, прибирают в чуме, расставляют куклы. У детей светятся радостью глазки, им все это интересно, но в тоже время необычно.

         Действительно, как показал на обширном историко-этнографическом материале Д.Б.Эльконин, использование детьми северных народов простейших игрушек позволяет им присваивать ряд общих сенсомоторных способностей, которые необходимы в дальнейшем для овладения конкретными трудовыми умениями и навыками.

       Для примера приведу народную игру «Поп-ики).

 

«Поп- ики»

(Поп - мужчина)

    Из сухого дерева ножом вырезают бруском длиной 3-3,5см., диаметром 3-4 см. и раскалывают пополам. Всего может быть 30- 40 штук. Игра состоит в следующем: играть могут более трех человек, играющие устанавливают очередность. Играющий берет все бруски в руки и раскидывает по полу или на столе. Те бруски, которые

«встали» называются «поп-ики» и их игрок забирает сразу. А в дальнейшем это игра напоминает стрельбу в шашки. Но с тем условием, что нельзя при стрельбе бруском задевать соседний, тогда ход игры переходит сопернику. Здесь выигрывает тот, кто набрал большее количество брусков. Это игра развивает глазомер, воспитывает внимание, точность.

 

        Как видим, игры народа ханты  естественные, жизненные, практичные, так как созданы в единении с природой. Эти игры развивают самостоятельность, выносливость, смелость, смекалку, внимание. Развиваются также мышцы тела, гибкость, сила, подвижность, координация движений, реакция. Кроме того, они способствуют развитию умственных способностей, воображения, логики. Игра, основанные на трудовых традициях, прививают практические навыки, необходимые для жизни, учат традиционным промыслам, готовят к преодолению трудностей будущей жизни. Они также учат детей уважительному отношению к старшим.           Следовательно, народные игры одно из комплексных средств воспитания детей в детском саду: они направлены на всестороннюю физическую подготовленность, совершенствование функций организма, черт характера играющих, отражают условия жизни народа. Подвижные народные игры являются той разновидностью игрового фольклора, ориентация которой заключается в активизации двигательной деятельности.

          Игры детей ханты направлены на познание окружающей  действительности, усвоение обычаев, традиций, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками.

 Применение народных игр позволяет решить сразу несколько правил:

v общение, раскрепощение ребенка;

v сохранение национальной культуры;

v повышение двигательной активности;

v развитие физических качеств.

      Следовательно, народные игры одно из комплексных средств воспитания детей в ДОУ: они направлены на всестороннюю физическую подготовленность, совершенствование функций организма, черт характера играющих, отражают условия жизни народа. Подвижные народные игры являются той разновидностью игрового фольклора, ориентация которой заключается в активизации двигательной деятельности.

     Таким образом, старинные игры народа ханты необходимо возрождать, т.к. они подводят ребенка к овладению материальными и духовными ценностями своего народа.

 

Использованная литература:

Волков Г.Н. Этнопедагогика. Учебник для студентов средних и высших учебных заведений. - М.: Изд. Центр «Академия», 1999.

Лапина М.А. Этика и этикет хантов. Томск: Изд-во Том.ун-та.1998.

Сязи А.М. Этнокультура ханты в семье, школе и детском саду.Салехард: ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО», 2014.- 52с

Организация системы непрерывного экологического образования в образовательных учреждениях округа: материалы окружного научно-практического семинара г.Муравленко 17-19 апреля 2001г./под.ред.Г.Л.Воронина